Ханс-Юрген Хайник, старший консультант IFH Koeln; Алина Экштайн, глава центра по изучению онлайн-торговли IFH Koeln рассказали об онлайн-бизнесе в Германии.
— Считаете ли вы, что европейцы, и в частности немцы, начинают все активнее покупать через интернет? Почему?
— 73% всех немцев пользуются интернетом. 70% пользователей делают покупки в интернете, этот показатель растет. При этом растет не только число покупателей в интернете, но и частота пользования (89% пользователей выходят в интернет ежедневно), число совершенных покупок (около 60% совершают покупки через интернет минимум раз в месяц) и объемы капиталовложений (только около 40% покупателей в интернете тратят менее €40 за заказ).
В 2011 году доля онлайн-торговли, включая продукты питания, достигала 7% всего оборота розничной торговли. На онлайн-торговлю приходится более 60% оборота дистанционной торговли.
По оценкам IFH Koeln, только в 2011 году онлайн-торговля потребительскими товарами выросла на 19,5%, до €27,6 млрд. IFH прогнозирует, что в 2012 году оборот онлайн-торговли вырастет на €3,4 млрд, примерно до €31 млрд. Тем самым рост превысит 12%.
— Как вы оцениваете текущую ситуацию с розничными онлайн-продажами в Германии?
— Рост значения онлайн-торговли сильно влияет на поведение потребителей и на структуру сбыта немецкой торговли. В то время как потребители все более заинтересованы в многоканальных сервисах (например, заказ через интернет и получение в стационарном магазине), торговля реагирует на это более сдержанно. Это происходит несмотря на то, что позитивный эффект профессиональных многоканальных стратегий очевиден. Уже сейчас каждая третья покупка в стационарных магазинах подготовлена в интернете.
Дополнительным двигателем для онлайн-торговли является растущее распространение и использование смартфонов. Смартфоны как связующее звено между стационарной и онлайн-торговлей не только будут получать все большее значение в будущем, но и произведут революцию на рынке. Четверть потребителей, у которых есть смартфоны, использовали их для поиска информации о товаре в интернете перед покупкой в стационарном магазине. Это не гипотетические построения, а данные, основанные на информации о сделках.
— Ждете ли вы роста онлайн-продаж в этот сезон распродаж? Почему?
— По данным Немецкого торгового союза (HDE), оборот розничной торговли в последние два месяца этого года достигнет примерно пятой части годового оборота, в онлайн-торговле — около четверти. HDE ожидает, что онлайн-торговля в предрождественский период вырастет в 2012 году на 14% в сравнении с прошлым годом.