Под угрозой срыва оказалась программа Краснодарского края, в соответствии с которой рис урожая 2010 года должен заготавливаться переработчиками отдельно по каждому сорту с последующей фасовкой и продажей отдельно под своим брэндом. Переход на брэндовое потребление обойдется в сумму порядка нескольких миллионов долларов и по сути будет сводиться к маркетинговой активности производителей и поставщиков, говорит аналитик. По мнению участников рынка, экономическая эффективность программы не просчитана, и в существующем виде она лишь увеличивает расходы производителей.

Вчера в ассоциации «Рисоводы Кубани» „Ъ“ сообщили, что руководители нескольких крупных предприятий переработки направили в Законодательное собрание края письмо с просьбой пересмотреть основные положения краевой целевой программы «Внедрение приемки, хранения и переработки риса-сырца раздельно по сортам происхождения», принятой в 2009 году. «Просим внести изменения в целевую программу на 2010 год и закладывать рис на хранение по категориям — короткозерные, длиннозерные, эксклюзивные сорта», — обратились в ЗСК члены ассоциации «Рисоводы Кубани».

Инициатор и один из разработчиков программы, директор краснодарского ВНИИ риса Евгений Харитонов рассказал „Ъ“, что программа должна способствовать изменению культуры потребления риса в России. «Нигде в развитых странах не встретишь в продаже крупу с названием „рис“, разные сорта имеют свои вкусовые, биохимические особенности и продаются отдельно», — утверждает он. Вмененная переработчикам обязанность хранить сырец раздельно должна, по его замыслу, способствовать внедрению на рынке дифференцированного подхода к каждому сорту, а также стимулировать выращивание длиннозерных сортов, потребность в которых в настоящее время покрывается за счет импорта.

По данным ИК «Финам», в денежном выражении объем рынка риса РФ составляет около $1,02 млрд (1,2 млн тонн). По данным ИКАР, импорт в Россию длиннозерного риса в 2007 и 2008 составил 78% и 79% от общего объема ввезенного риса соответственно, а в 2009 году он возрос до 84% . В России производится около 910 тыс. тонн зерна, 80% валового сбора приходится на Краснодарский край. В прошлом году 94% произведенного в регионе товарного риса составил короткозерный, 5% — среднезёрный, длиннозерный — менее 1%. Согласно краевой целевой программе, к 2014 году доля круглозерного риса должна сократиться до 79%, доля среднезерного риса вырасти до 18%, длиннозерного — до 3%.

С точки зрения участников рынка, начинание по поводу раздельного хранения риса не имеет смысла. «Ассоциация просит разрешить заготавливать рис как и прежде, в смеси, что по сути означает завуалированный отказ от реализации программы, и это вполне объяснимо, так как мы отправляем товар в другие регионы, а там не подконтрольные краю оптовики смешивают сорта. Получается, что мы несем ничем не компенсируемые расходы», — сказал „Ъ“ на условиях анонимности руководитель одного из рисоводческих хозяйств Кубани.

По мнению руководителя компании «Кубрис» Сергея Шеховцов, реализация программы возможна, если расходы производителей будут компенсироваться госдотациями. Однако принятой региональным парламентом программой финансирование производителей не предусмотрено.

Евгений Харитонов признает, что продвижение каждого сорта в виде отдельного брэнда требует больших затрат: «Чтобы внедрить на рынке Санкт-Петербурга сорт „Аметист“, одной из компаний-поставщиков понадобилось $80 тыс. на рекламу», — привел он пример. Тем не менее в необходимости продолжать реализацию программы он уверен: «Специальное распоряжение для торговли продавать рис по сортам может быть принято в масштабах Краснодарского края».

«Переход на брэндовое потребление обойдется в сумму порядка нескольких миллионов долларов и по сути будет сводиться к маркетинговой активности производителей и поставщиков, побуждающей потребителей приобретать рис одного из приоритетных сортов. Что касается предложения властей касательно увеличения производства длиннозерного риса, то реализация данной идеи потребует достаточно незначительных инвестиций, не более $1 млн», — считает Сергей Фильченков, аналитик ИК «Финам».

«Идея вывода на рынок риса под разными брэндами преждевременна, нашему потребителю все равно, что за сорт на прилавке — „Лиман“, „Рапан“ или „Хазар“. По нашей практике, чем ниже качество рисовой крупы, тем активнее ее покупают», — говорит представитель компании-переработчика.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments