В настоящий момент в торговых сетях, членах Ассоциации компаний розничной торговли, открыто более 100 000 вакансий.

В первую очередь мы, ритейлеры, нуждаемся в линейных сотрудниках магазинов и распределительных центров. Такое положение дел сохраняется не первый год, и чем географически ближе к большим городам, тем ситуация острее. Только на Москву приходится почти 60% всех вакансий. У "Дикси" и многих других крупных торговых операторов столицы проблема общая – новые магазины мы вынуждены открывать с комплектностью 50–70%, а иногда и меньше. Остальные позиции на первом этапе заполняются с помощью временного персонала.

Конечно, не только в ритейле такая картина. Очень тяжелая ситуация в строительстве, транспорте, промышленности. Объективные факторы на всех влияют одинаково – мы переживаем демографическую яму в целом поколении, а в столицах ситуация усугубляется дисбалансом количества рабочих рук и квалифицированных, но невостребованных кадров. Но на ритейл давят еще и субъективные причины – катастрофически низкий имидж отрасли как работодателя и столь же низкая осведомленность о перспективах и условиях работы в торговле.

Имидж отрасли, корни которого в "советской торговле" с ее необаятельным образом, недавнее прошлое – в диких рыночных отношениях лихих 90-х, а темная сторона настоящего – в небезопасных точках несетевой торговли с бесправными приезжими за прилавком, исправить непросто и небыстро.

Менять сознание и ситуацию приходится в партнерстве ритейлерам и государству. Усилиями крупных компаний, отраслевой ассоциации, властных структур ситуация с каждым годом улучшается. Но все еще слишком медленно, чтобы результат мог удовлетворить.

А ведь ритейл – уникальная отрасль. Здесь высокие технологии и прогрессивные решения сочетаются с высокой востребованностью низкоквалифицированного труда, и все это при ежегодном росте сектора в 20–30% . Нет никакой другой сферы экономики, в которой компании мирового масштаба были бы готовы принимать, обучать, растить практически любого, кто хочет работать. И только здесь можно делать моментальную и головокружительную карьеру. И это не просто слова! Где еще человек без образования, придя буквально с улицы, через полгода может получить за счет компании специальность, еще через год без всякого блата возглавить магазин (а это порой коллектив в сотни человек), затем группу магазинов, вспомнить о недостающем дипломе и при поддержке работодателя пойти учиться, чтобы взлететь еще выше?!  Я знаю директоров, которые сегодня подписывают миллионные контракты, управляют тысячами сотрудников, а пришли в ритейл грузчиками, кассирами или охранниками.

На руку новичкам играет и  бурный рост компаний и рынка в целом, и вакуум в отечественном торговом образовании. Профильного образования практически не существует – учебные заведения страны не выпускают товароведов, менеджеров по закупкам, категорийных менеджеров, которые нужны отрасли как воздух. Даже логистика, которую преподают в вузах, основана на данных советских времен. Все это делает высшей ценностью для менеджерских позиций опыт, а для стартовых – желание работать. Заметив способности и интерес сотрудника, компания с готовностью инвестирует в его обучение. Собственные университеты или академии есть у каждой крупной торговой сети. В них учат новичков и управляющих магазинами, дают торговые специальности, проводят многочисленные тренинги, помогают тем, кто принял решение о горизонтальной ротации, например, о переходе из магазина на работу в распределительный центр.

Сотрудник в торговой компании получает рыночную заработную плату, все социальные гарантии Трудового кодекса РФ, профессиональные возможности и бесплатное обучение, беспрецедентные карьерные перспективы. Однако по-прежнему ищущие работу низкоквалифицированные горожане рассматривают магазин как перспективное место далеко не в первую очередь. И тут была бы очень нужна поддержка государства, которая может заключаться, в частности, в  создании специализированной государственной программы обучения торговых работников, отвечающей потребностям современного бизнеса – одном из рациональных и достижимых методов повышения престижа профессии.

Лично я в решении кадрового вопроса вижу один из важнейших вызовов, не преодолев который, ритейл в России не сможет развиваться, не сможет поддерживать темп в ежегодные тысячи открытий магазинов по всей стране. Несколько раз в год мы совместно с командой топ-менеджеров выходим на работу в магазины – надеваем форменную одежду и идем обслуживать покупателей, грузить товар, обновлять ценники, перебирать фрукты. Я считаю, что так мы лучше поймем, чем дышат сотрудники на передовой, и сможем подать сигнал – мы одна команда, у нас общее дело, в конечном итоге каждый человек в компании работает на магазин и у каждого в магазине есть шанс, стоит только захотеть.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments