Сеть чайных бутиков «Унция» вышла за пределы России и стран бывшего Союза, открыв в столице Финляндии Хельсинки первую The Ounce («Унция»). Франчайзи петербургской компании планирует запустить второй магазин через 10 месяцев.
The Ounce расположена в центре Хельсинки на улице Фредрикинкату (Fredrikinkatu), где работает много маленьких магазинчиков и ресторанов. Площадь магазина — 50 кв.м. Франчайзи «Унции» в Хельсинки стала гражданка Финляндии, прожившая там около 17 лет, но родом из Санкт-Петербурга.
«Унция» в Хельсинки стала самым долгим проектом компании, процесс запуска объекта затянулся на 2,5 года. В среднем на открытие первого магазина требуется 4-6 месяцев.
Отличием «Унции» в Хельсинки от других магазинов сети станет расширенный ассортимент — вместе с чаем, кофе и медом будут продаваться декорированные шелковые платки. Роспись по шелку — увлечение хозяйки бутика, для него выделено около 10% торговой площади магазина.
В «Унции» пошли навстречу пожеланиям франчайзи, посчитав товары дорогой ценовой категории не противоречащими концепции магазина. Тем более, что бутик в Хельсинки из-за его месторасположения в центре туристического потока является больше подарочным, нежели продуктовым, — уверены в компании.
Сегодня за пределами России уже работают по франчайзингу магазины в Казахстане: один в Алма-Аты, но до конца года откроется еще два, также два магазина появятся в Астане. В Грузии, в Тбилиси есть магазин, работающий под торговой маркой «Унции», но не торгующий ее ассортиментом. Поставки товара невозможны из-за проблем в транспортном сообщении между Россией и Грузией.
Условия франшизы — паушальный взнос 5000 евро и эксклюзивные права на открытие магазинов под маркой «Унция» в городе, но в договоре прописывается обязательное количество торговых точек. Роялти составляет 3% с оборота.
По такой формуле был заключен контракт с франчайзи на открытие магазинов в Хельсинки. Там по договору должно открыться два магазина — второй не позднее, чем через 10 месяцев.
Исключение составляет Москва, где франшиза продается на одно торговое место. Стоимость ее — 3000 евро, роялти — 5%. Также в Москве работают собственные магазины «Унции».
На родине «Унции» — в Санкт-Петербурге — франшиза не продается. Здесь компания продолжает открывать собственные торговые точки.
Для формирования минимального ассортимента необходимо около 8 000 евро. Общие инвестиции в открытие бутика — максимум 40 000 евро.
В тех магазинах, где позволяют витрины, их часто декорируют путешественником, едущим на велосипеде и одновременно пьющим чай. Такое оформление используется примерно в 60% магазинов сети "Унция" в России. Велосипедист стал самым узнаваемым образом компании, он даже запатентован.
«У нас ведется очень много переговоров по франчайзингу, но только 3% в итоге подписывают договора. Иногда к нам обращаются потенциальные франчайзи из других стран: Узбекистан, Белоруссия, Франция, Италия, Израиль, Америка и др. Пока в итоге только подписан договор с Хельсинки», — отмечает Ксения Тарасова, руководитель отдела франчайзинга и продаж компании «Унция».
В планах компании к концу 2011 г. довести число магазинов сети до 140. «Перспективы по развитию франчайзинговой сети остались на докризисном уровне, — рассказывает Ксения Тарасова. — Входящих контактов по запросу на франчайзинг много. Хотя уже распроданы все основные города-милионники, но остались франшизы в городах с населением 100 000 человек. В 2009 г. мы планируем охватить около 14 городов. По старым контрактам у наших партнеров сохранились обязательства и сейчас продолжают открываться новые магазины», — отметила Ксения Тарасова.
Ксения Рясова, президент Finn Flare (компания финского происзождения), называет европейский рынок розничной торговли очень сложным для расширения бизнеса. «Почти во всех сегментах он насыщен и в среднем его прирост составляет максимум 3-5%, что малообещающе. Неслучайно многие крупные международные игроки сосредоточены на российском и азиатском рынках, которые, даже несмотря на кризис, все равно обладают емкостью и перспективами. Если говорить о Финляндии, то, к сожалению, наряду с Великобританией и Исландией, она сейчас многими специалистами оценивается как одна из наименее перспективных стран в плане развития ритейла. Сами финны очень рационально тратят деньги, осторожно относятся к новичкам и активно поддерживают местных производителей», — отмечает Ксения Рясова.
На примере компании Finn Flare Ксения Рясова объяснила, что хоть она и была основана в Финляндии в 1965 г., и сейчас там расположен головной офис, но на протяжении всей своей истории основную прибыль компания получала за счет продаж на иностранных рынках: в США, Германии, Норвегии, Австрии, Голландии и СССР. Сегодня Россия приносит компании значительную часть дохода. «Причем подобных примеров в Финляндии можно найти массу, — отмечает ритейлер. — Поэтому не стоит рассчитывать на быстрый отклик со стороны финских покупателей, но и не стоит сбрасывать со счетов российских туристов, которые в Финляндии охотно тратят деньги. С другой стороны, россияне стараются покупать только то, что выгодно покупать за границей. Одним словом, слишком много подводных камней ждет новых игроков в Финляндии». — заключает Ксения Рясова.
Справка:
ООО «Товарищество чаеторговцев», специализирующееся на оптовой и розничной торговле чаем, было основано 15 августа 2002 г. В октябре 2003 г. В Санкт-Петербурге компания начала развитие сети специализированных чайных магазинов «Унция». В настоящее время работает 16 собственных и 50 франчайзинговых магазинов. Собственные магазины компании работают в Санкт-Петербурге и Москве, а франчайзинговые — во всех городах-миллионниках России, а также в Казахстане, Грузии и Финляндии. Владельцы компании — Сергей Николаев и Алексей Асварищ.