Зимние парковки, площадки для деловых совещаний, убежища от дождя, столики кафе под кронами деревьев и фонари советской эпохи могут появиться на участке от Пушкинской площади до Белорусского вокзала. Как выяснила "Газета.Ru", соответствующие рекомендации даны участникам открытого конкурса с международным участием на разработку концепции благоустройства улицы. Между тем реконструкция первой части Тверской уже началась — ко Дню города там обещают высадить более сотни деревьев, а тротуары сделать еще шире, чем сейчас. Впрочем, эксперты убеждены, что эти меры не помогут оживить улицу, пока не будут организованы "зебры" и достаточно мест для стоянки машин.
Центр Москвы уже второй год подряд оказывается в окопах. На сей раз работы по программе "Моя улица" стартовали в том числе и в начале главной улицы города. Международное архитектурно-ландшафтное бюро West 8 разработало проект реконструкции участка Тверской от Моховой улицы до Пушкинской площади. На Тверской станет на одну полосу движения для автомобилей меньше, зато появятся парковочные места.
Кроме того, на улице посадят 126 деревьев в грунт. Отметим, что ранее на том же участке были выставлены гранитные кадки с деревьями.
По контрасту с огромными кашпо саженцы, и так страдавшие от автомобильных выхлопов, выглядели совсем болезненно.
Тогда установку кадок и затраченные на это миллионы рублей власти объяснили тем, что озеленить улицу хочется, но коммуникации не позволяют это сделать. Коммуникации с тех пор никуда не делись. Но специалисты нашли точки на проезжей части (эти участки станут расширенным тротуаром), где высадить деревья все же можно. Чтобы корневая система не разрослась слишком сильно, под деревьями вкопают специальные барьеры.
"Деревья будут выбираться специальной "городской породы", выносливые к воздействию агрессивной окружающей среды. От воздействия соли корни и почва защищаются двойным бордюром. Половина деревьев в гранитных кадках останется на местах, половина передвинется относительно существующего положения в пределах трех метров, чтобы не мешать прохожим", — заявили в пресс-службе КБ "Стрелка", курирующем программу "Моя улица".
Елисейские Поля московского происхождения
Следующей перекапывать будут часть Тверской от Пушкинской площади до Триумфальной и 1-ю Тверскую-Ямскую улицу. Правда, работы начнутся не в этом году, а в следующем. Для определения лучшей концепции благоустройства был объявлен открытый конкурс с международным участием. Прием заявок уже начался, а итоги будут объявлены 7 июля 2016 года.
Тверская улица может считаться своеобразным московским рекордсменом по числу перестроек. Изначально она образовалась из большой дороги, где была Тверская ямская слобода. После основания Петербурга Тверская стала дорогой в новую столицу.
Улицу расширили и стали устанавливать там триумфальные арки. Арки оказались временными: вместе с деревянными домами они сгорели во время пожара 1812 года.
Улицу застроили классическими зданиями, а заодно организовали череду площадей вдоль Тверской.
В 1827–1834 годах на площади Тверская Застава, которая тогда примыкала к границе города, установили Триумфальные ворота, впрочем, в 1936 году они были разобраны. К этому же моменту узкую извилистую улицу решено было спрямить и расширить. Для этого передвинули, например, здание Моссовета, Савинское подворье, Глазную больницу и дом №21. Пять храмов снесли, на месте Страстного монастыря появился сквер, куда перенесли памятник Пушкину с Тверского бульвара, а Страстную площадь переименовали в Пушкинскую.
Очередной этап реконструкции ждал улицу в начале 40-х годов ХХ века. Из-за постоянных пробок власти города решили воспользоваться старым способом — снести три жилых дома и перенести бывший кинотеатр "Арс" и здание Музея Революции, причем часть "крыльев" музея просто отрезали. В 1947 году на Тверской были высажены липы.
Новый виток благоустройства Тверского района пришелся на 2012 год. Тверская площадь, Столешников и Камергерский переулки стали полностью пешеходными, с Тверской были убраны избыточные рекламные конструкции. В 2015 году была реконструирована Триумфальная площадь.
Тверская, которая долгое время называлась улицей Горького, формировалась именно как главная улица социалистического города, говорит главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований Борис Пастернак. "У нас есть аналогичные по параметрам и застройке улицы: Ленинский проспект, Кутузовский проспект, проспект Мира.
Но чередование площадей и участков между ними определяет потенциал Тверской улицы как променада, как Елисейских Полей или какой-то главной улицы в другом городе. Такой образ улицы предполагает более внимательное, детальное, стилистически продуманное решение благоустройства".
Обратить внимание конкурсантам надо будет не только на сами магистральные улицы, но и на примыкающие к ним переулки. "Интерес в части коммерческого потенциала представляет участок Благовещенского переулка, который можно рассматривать как связующее звено между ресторанным кластером Патриарших прудов и Тверской улицей. Место может выполнять функцию welcome zone", — отмечает старший консультант по исследованиям консалтинговой компании в сфере торговой недвижимости "Магазин магазинов" Юлия Ситникова.
А участок 1-й и 2-й Брестских улиц является перспективным торговым коридором, добавляют авторы технического задания. "Пока трафик на данных участках относительно невысок. Однако, учитывая скорую реализацию нового многофункционального комплекса на 2-й Брестской, а также непосредственную близость бизнес-центра "Четыре ветра" и пешую доступность бизнес-кластера "Белая площадь", ситуация изменится", — говорится в техническом задании к конкурсу (документ имеется в распоряжении "Газеты.Ru").
Спорные парковки
Именно на примыкающих к магистральным улицам переулках предлагается "оптимизировать число парковочных мест", поскольку на самом конкурсном участке наземных стоянок просто нет. По словам главного эксперта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Александра Кулакова, полное отсутствие парковочных мест и физического барьера, отделяющего пешеходную зону от проезжей части, приводит к массовым нарушениям правил парковки. "При разработке проектных решений конкурсантам предусмотреть возможность реорганизации парковок на прилегающих улицах", — сообщил он.
Платная парковка появилась в районе Тверской в 2012 году. "Сама по себе она способствует повышению качества пешеходной зоны и расширению сети пешеходных перемещений, — продолжает Кулаков. — Однако в случае Тверской улицы это приводит к ряду проблем. Даже при наличии парковок на прилегающих улицах и в многоуровневых подземных паркингах бизнес-центров их недостаточно. Торговый коридор этих улиц был во многом рассчитан на автомобильный поток, и отмена парковки снизила привлекательность территории для арендаторов и стрит-ритейла. А это негативно влияет на социальную активность фронта улиц".
В документе рекомендовано выделять парковочные места контрастным покрытием, как на пешеходных переходах, немного приподнимать их над уровнем проезжей части и оборудовать колесоотбойниками. Каждое пятое парковочное место предлагается также озеленять. На самой Тверской и 1-й Тверской-Ямской улице рекомендовано устраивать приподнятые "островки безопасности" между полосами.
По мнению заслуженного архитектора России, автора проекта пешеходного Арбата Зои Харитоновой, крайне важно организовать парковочные места для машин хотя бы в переулках рядом с Тверской. "Когда запретили парковку на Тверской, там немедленно прекратилась торговля. Сейчас на улице очень мало пешеходов, хотя по улице Горького было престижно прогуливаться. Когда появился "Бессмертный полк", стало ясно, для чего в 1935 году раздвинули Тверскую улицу. Ее сделали широкой для манифестаций, а не для транспортного потока в десять рядов. Надо первым делом с ним бороться, потом думать, чем мостить, где сажать деревья".
Переходный период
Специалисты, проанализировавшие текущее состояние участка, пришли к выводу, что уровень развития пешеходной и велосипедной инфраструктуры на улицах крайне низок. "Использование велосипеда влечет опасность для жизни и здоровья. Единственный наземный переезд для велосипедов сейчас организован на Пушкинской площади по Бульварному кольцу. Других возможностей пересечь Тверскую, не спускаясь в подземный переход, сейчас нет. Улица слабо обслуживается наземным общественным транспортом, а в отсутствие выделенной линии скорость его движения снижается", — говорится в техзадании.
Исправить ситуацию должны несколько уже запланированных изменений. Так, трамвайную линию, которая сейчас заканчивается на Лесной улице, в 2017 году планируется продлить до площади Тверская Застава. Также планируется организовать на Тверской и Тверской-Ямской улицах выделенную полосу общественного транспорта с вводом новых видов современных автобусов.
Но основной проблемой пешеходной структуры Тверской и 1-й Тверской-Ямской является отсутствие поперечных наземных пешеходных переходов, говорят составители задания для конкурсантов: "Это фактически разделяет территорию на две слабо связанные части. Подземных переходов на участке всего восемь, они расположены достаточно далеко друг от друга и плохо акцентированы — их сложно заметить. Из-за отсутствия наземных переходов пересечение улиц становится проблемой для маломобильных категорий граждан. Продольные наземные переходы также не предусматривают специальных приспособлений для этих групп населения".
О том, что "зебры" на этом участке все же могут появиться, в интервью "Газете.Ru" говорил вице-мэр по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков. Правда, до сих пор не решено, как этот вопрос будет урегулирован с ФСО, поскольку Тверская — правительственная трасса, а значит, там должно быть обеспечено бессветофорное движение при необходимости.
Под кустом готов и стол, и дом
Судя по конкурсной документации, город уже определился с тем, что появится на месте снесенной "Пирамиды" на Пушкинской площади.
Она будет озеленена: туда переедет часть контейнеров с начальной части Тверской, также там высадят деревья в грунт, обустроят клумбы и цветники. Вторую часть Тверской улицы и 1-ю Тверскую-Ямскую также озеленят. "На рассматриваемой территории улиц Тверская и 1-я Тверская-Ямская существуют участки, где геологические условия позволяют высаживать деревья и кустарники в уровень тротуара. В ряде случаев высадка растений возможна только в специализированных кадках. В основном это на Тверской улице, а на 1-й Тверской-Ямской таких препятствий нет".
Кустарники предлагается разместить по бокам тротуара, а деревья — только с одной стороны, они должны будут отделять пешеходов от автомобильного потока. При этом в зоне озеленения, на освещенных солнцем участках в интервалах между растениями, предлагается разрешить размещение сезонных террас кафе. "Такие места следует отделять от парковок и проезжей части контейнерным озеленением или прозрачными экранами. Зимой эти места можно использовать под дополнительные парковки или для хранения снега", — говорится в рекомендациях участникам конкурса.
Кроме того, на проектируемом участке Тверской и 1-й Тверской-Ямской улицы "требуется предусмотреть места пребывания, защищенные от ветра, солнца и осадков", "обустроить места для встреч и отдыха", особенно рядом с центрами притяжения (офисами и т.п.), а сиденья летних кафе рекомендуется размещать лицом к прохожим, как в Париже.
Все это, по задумке экспертов, должно сделать участок города более дружелюбным. Сейчас его используют в основном для транзита или похода на работу в расположенный неподалеку офис. При этом антропологические исследования показывают, что эмоциональное отношение пользователей к различным участкам Тверской и Тверской-Ямской сильно различается. Части улицы, которые находятся ближе к Белорусскому вокзалу, оцениваются ниже, чем те, которые ближе к Кремлю.
Самые негативные эмоции вызывает площадь Тверская Застава с хаотической парковкой, в то время как недавно реконструированная Триумфальная площадь нравится горожанам, утверждают социологи.
"На Тверской и 1-й Тверской-Ямской много общественных и коммерческих функций, расположенных в первых этажах зданий, таких как магазины и рестораны, — говорит архитектор Екатерина Малеева. — Важное значение имеют жилая и офисно-деловая функции, а на Тверской еще и культурно-развлекательная. Все эти объекты могли бы способствовать развитию интенсивной и интересной уличной жизни и превратить участок в привлекательное общественное пространство, где горожане проводили бы время на открытом воздухе, а не использовали территорию только как транзит. Препятствием этому является транспортный поток и связанные с ним пыль и шум, снижение воздействия которых на пешеходную часть должно стать одной из основных задач при благоустройстве".
Помимо прочего, конкурсанты должны будут заняться и освещением проектируемого участка. "Частое расположение фонарей обеспечивает достаточное количество света, однако их дизайн не соответствует исключительному историческому статусу территории. В рамках программы "Моя улица" все типы фонарей унифицированы в зависимости от месторасположения улицы, ее значения, ширины проезжей и пешеходной частей и т.д. Возвращение фонарей советской эпохи на Тверскую создаст аутентичную и цельную атмосферу", — считают авторы технического задания.