На заседании 22 сентября правительство решило временно (до конца текущего года) отменить государственное регулирование цен на продукты питания. За это время профильные ведомства будут изучать действенность метода ценового регулирования и целесообразность его применения в дальнейшем. Все это происходит на фоне сезонного роста цен на некоторые продукты питания, например яйца. А также на фоне снижения объемов продаж продуктов питания в торговых сетях. О том, как отмена госрегулирования отобразится на ценах в супермаркетах, о том на какие товары ждать снижения цен, на какие – повышения, а также а также о ситуации на рынке крупных торговых сетей Українські Новини спросили у генерального директора Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексея Дорошенко.

— Недавно Кабмин отменил госрегулирование цен на социально значимые товары. Как это решение отразится на поставщиках и чего ожидать потребителям?

— Для бизнеса это благо. Для покупателей это большой минус. Потому что отмена данного госрегулирования произошла не тогда, когда планировалась. Мы согласовывали с Кабинетом министров и с Минэкономики  совершенно другое сокращение списка. И вдруг правительство решает полностью все отменить.

Оно расценивало данный механизм исключительно как регуляторный акт, и его задачей было убрать еще одно препятствие для бизнеса: чем меньше вмешательства в бизнес, тем, теоретически, лучше. Поэтому естественно бизнес это приветствует, и мы поддерживали это решение в части отмены 15%-й наценки для производителей. Это было еще в мае 2015 года.

Но поскольку профильные ведомства очень медленно все вносят, то нормативный акт пролежал с апреля-мая прошлого года до весны этого года. Когда документ попал на рассмотрение, было принято решение сузить список продуктов, цены на которые подпадают под госрегулирование. Их было 23. Поскольку постановление было разработано еще в 1996 году, когда импорт был очень маленький, то в списке, например, была только одна позиция "макароны" — без уточнения, какие, откуда, из каких сортов пшеницы. Когда там уточнили, что макароны – отечественного производства, не из высших сортов, мы с этим согласились, потому что действительно итальянские макароны не могут подпадать под госрегулирование. Также не может регулироваться вырезка или филе, в отличие от мяса на косточках. Потому что понятно, что люди с невысоким уровнем достатка не покупают себе ежедневно филе.

Поэтому мы с этим тоже согласились. Тогда они решили: ну раз уже так, то давайте полностью все отменим и на этом поставим точку.

Вот это и вызвало бурную дискуссию, потому что все основные проблемы в последние годы в ценообразовании возникали в основном на стадии торговли. Это не обязательно так, но чаще всего. К тому же, расследования Антимонопольного комитета подтвердило, что картельные сговоры все-таки присутствовали на нашем рынке.

— Насколько, по Вашему мнению, своевременной была отмена госрегулирования цен?

— В целом, эксперимент с отменой госрегулирования минимальных цен должен был стартовать с середины августа. Но его задержали на стадии согласования на полтора месяца. Наверное, это один из самых неудачных экспериментов, но поскольку уже никто  лицо терять не хотел, то его запустили. Теперь посмотрим, что из этого выйдет.

Мы выступали и выступаем за отмену госрегулирования цен, но с учетом вышесказанного, предлагали отложить ее на 2 года, пока розничный товарооборот и, соответственно, покупательская способность хоть немножко, но вырастет. Потому что сейчас она самая низкая за последние 20 лет.

Кабинет министров и так упростил условия для бизнеса настолько, насколько это возможно. В сентябре 2014-го года была ликвидирована ценовая инспекция, которая как раз и занималась тем, что получала документы от производителей, от оптовиков, от торговцев и выдавала заключения, что наценка 15%. Хотя такой она никогда не была. Она была разной, в 15-17-18-20%, но за деньги можно было сделать все.

Орган был абсолютно коррумпирован, в итоге он был ликвидирован. На его месте была создана Госпродпотребслужба. Это такой супер-орган, который в себя вобрал фитосанитарию, СЭС, ветиринарию, защиту прав потребителей, ценовую инспекцию, и в апреле текущего года эта новая инспекция уже теоретически должна была заработать. Но до сих пор у них числятся только начальники отделов, и то не во всех территориальных подразделениях.

Мы говорим о том, что сейчас, когда все-таки ценовое регулирование убрали, потребители  стопроцентно получат рост цен. Вопрос только в том, насколько. Мы прогнозировали (поскольку стараемся давать взвешенные прогнозы) в среднем до 10% роста цен на социальные продукты питания до конца года. Понятно, что если мы дойдем до пика в цене, то дальше повышать уже просто будет некуда. Сколько будет продолжаться рост цен – три месяца, шесть – сказать тяжело. Мы, по крайней мере, можем прогнозировать на три месяца, но не на три года вперед, как хотел Гройсман.

— Какие наиболее эффективные механизмы регулирования остались в распоряжении государства после отмены минимальных цен?

— Антимонопольный комитет. Но в нашей стране он не мог эффективно работать без Госпродпотребслужбы. Ведь данные Госстата говорят только об общей тенденции. Мы не можем до конца им доверять. Но когда они показывают тот или иной подъем цены – это действительно так. Дальше должна работать ценовая инспекция: получить документы и отследить, на какой стадии произошел скачок. А дело Антимонопольного комитета – получить целостную картину происходящего на том или ином рынке и найти/не найти злоупотребления.

— В конце сентября Вы заявляли о падении продаж продуктов питания в 1 полугодии и прогнозировали сохранение этой тенденции до конца года. Не поменялись ли Ваши прогнозы?

— Нет, не поменялись. Мы выходили из достаточно сдержанных прогнозов. Но то, что мы видим, например, по курятине, говорит о возможном ухудшении прогноза. Куриное филе выросло в цене на 15-20%. Яйца стоили по 13 гривен/десяток, сейчас уже на прилавках можно найти их по 20-24 гривны. Это уже скачок цены на 30-40%. Понятно, что люди, которые в последнее время заменяли мясо яйцами, теперь уже и яйца не смогут себе позволить.

— Насколько, по Вашим прогнозам, упадут продажи к концу года?

— Четких данных по падению продаж сейчас нет. Они были только за 2014 год, потому что тогда все шли вверх, и торговые сети демонстрировали рост продаж. Все друг перед другом бравировали. Когда продажи начали падать, то за 2015 год Вы не увидите статистики продаж в торговых сетях. Кроме того, нет данных и по среднему чеку. Он является дополнительным фактором, который можно учитывать при оценке товарооборота. Этих данных тоже нет.

Поэтому сейчас можно опираться только на официальную статистику.

Плюс еще есть неофициальная статистика. Например, понятно, что все между собой общаются. И то, что продажи были действительно провальные – это точно, как по общему уровню продаж, так и по среднему чеку. Поэтому, фактически все отказались от попыток дать какие-то более-менее объективные оценки и просто стали ссылаться на данные Госстата, хотя эти данные назвать честными тоже очень сложно.

Мы точно можем сказать, что сильно провалились продажи в гипермаркетах. Раньше торговые объекты такого уровня процветали и там действительно были самые низкие цены. Провалились продажи и в супермаркетах. Куда идет население? Оно идет на рынки и в маленькие магазинчики "у дома" либо в дискаунтеры.

Более-менее нормально себя чувствуют магазины низкой цены. Это, в принципе, Ашан и АТБ. Если мы посмотрим на данные ритейлеров, то как раз эти торговые сети сейчас чувствуют себя наиболее хорошо. Они продолжают развиваться, открывают новые торговые точки. Правда, это уже не гипер- или супермаркеты; площади магазинов уменьшаются: те, кто развивал форматы супермаркетов, переходят в формат мини-маркетов. Сейчас дискаунтеры на подъеме, они чувствуют себя хорошо.

— Не приведет ли это к массовой убыточности среди предпринимателей, которые занимаются поставками продуктов, и к убыткам самых торговых сетей?

— Продукты питания никогда убыточными не будут. Это последнее, от чего мы можем отказаться. Другой вопрос, что сейчас очень снизилась рентабельность. Например, рентабельность свиноводства упала до 10-20%, если раньше она составляла 40-70%. Естественно, при такой рентабельности все просто плавали в деньгах и не знали, куда инвестировать. При этом животноводы мало инвестировали, много проедали. Теперь, когда нужно переходить на новые технологии, позволяющие повысить рентабельность до 30%, то у животноводов уже нет достаточного финансирования. Мы не привыкли работать с небольшой прибылью.

Поставщиков стало гораздо меньше, производителей стало гораздо меньше, на рынке остались только самые сильные. Поэтому, сейчас поставщикам удается получать нормальные условия сотрудничества от торговых сетей. Мы все время воевали с торговыми сетями. Во-первых, отсрочка на оплату продукции по договору была 90 дней, а то и больше, а по факту – 140-150 дней. За это время товар успевали 3 раза поставить и 3 раза продать. Высокая цена в больших супермаркетах связана с тем, что поставщиков у них практически нет, а те, кто готовы им поставлять, поставляют с большой наценкой. Ведь в случае, если Вы не платите долго, то поставщик может продать на рынок за живые деньги либо с минимальной отсрочкой. Поэтому они и диктуют свои условия сетям.

— Ранее сети ставили наценку в пределах 40%. Сейчас они пересмотрели свою политику?

— Да, в принципе, наценка была 30-40%. Сейчас торговые сети зажаты между низкой покупательной способностью населения и поставщиками. Раньше все было просто: я открываю 3 магазина и ожидаю к себе всех поставщиков. Ко мне приходят, и я предлагаю: "отсрочка по оплате 120 дней или даже не подходите". Ко мне выстраивается очередь, и тогда я поднимаю планку до 150-ти дней. Я понимаю, что у меня рентабельность 40%, и я на год вперед обеспечен всеми контрактами. Если поставщика что-то не устраивало – ну и не надо. В то же время люди постоянно покупают, не экономя на продуктах. И вдруг у меня начинают меньше покупать. А с другой стороны – поставщики начали говорить: "Не хочешь – не бери". Поставщиков на рынке осталось меньше, потому что кто-то обанкротился, кто-то просто закрыл бизнес. У торговых сетей сейчас цены достаточно высокие, и поставщики могут полноценно торговаться на своих условиях. Отсрочка сейчас может составлять всего 10 дней.

Мы видим, что рынок очень изменился, и торговые сети больше не диктуют условия, либо начинают разговаривать с поставщиками. Начинается более-менее полноценный диалог. Хотя, в ряде сфер есть продукты, по которым существуют достаточно монопольные условия поставки от производителей, например, это курятина и яйца.

Монополии у нас есть, и за ними нужно внимательно следить. Когда мы отпустили ценовое регулирование, проблема в том, что теперь вообще нет никаких механизмов для стабилизации рынка. Антимонопольный комитет работает очень медленно. Мы обращались к ним в ситуации с ценами на гречку в начале весны, в мае они только открыли расследование. В конце августа комитет прислал нам ответ, в котором говорилось, что они оправили 42 запроса и получили на них 19 ответов. Таким образом, механизмов для госрегулирования, которые работают в каждой стране, у нас нет.

— Как продвигается "дело ритейлеров" о картельном сговоре сетей, обнаруженного в ходе расследования АМКУ в 2015?

— Штраф заплатил только "Эко-маркет". Им повезло еще на стадии переговоров с Антимонопольным комитетом. Они тогда признали свой штраф, чем вызвали гнев всех остальных ритейлеров. На "Эко-маркет" наложили штраф в 55 тыс. гривен, когда их конкурентам выписывали миллионные штрафы. Эта торговая сеть подала иск в первую инстанцию, проиграла его и больше никуда не подавали.

Дальше всех дошла американская компания "Нильсен" – ее иск Высший хозсуд отправил на повторное рассмотрение в первую инстанцию. На первой инстанции все шли правовыми способами, на второй – решили, что правовых способов мало. Это плохой знак для ритейлеров, ведь мы начинаем все сначала, и штрафы по несколько миллионов продолжают висеть. Сейчас для торговых сетей, учитывая падение продаж, это серьезные деньги.

Многие дела либо поданы в кассацию, либо находятся в апелляционных инстанциях. По ряду торговых сетей уже закончилась экспертиза, и дела скоро будут рассматриваться. А в связи с судебной реформой сроки рассмотрения исков будут гораздо длиннее.

Причиной наложения штрафов было не желание получить от ритейлеров деньги, а желание толкнуть их к конкуренции. Это получилось. Конкуренция в торговых сетях на самом деле возникла. Другой вопрос в том, что ничто не вырастает за один год. Нужно, чтобы прошло еще достаточно длительное время на формирование действительно полноценной конкуренции. Когда все тонут, то каждый борется за свое выживание сам. Теперь уже крайне тяжело договариваться между собой.

— Не планирует ли кто-нибудь из крупных торговых сетей уходить с рынка Украины?

— Сегодня большая часть торговых сетей в Украине выставлена на продажу или они готовы продаться, но покупателей нет. Хотя в 2008 году Украина по мировым оценкам была лучшим местом для развития торговых сетей. Но уже в 2009 году торговые сети не смогли найти себе покупателей, то есть не смогли продаться. Обвал произошел в результате кризиса.

Первая десятка торговых сетей – это те сети, которые либо растут, либо достаточно хорошо себя чувствуют. Все остальные ритейлеры продают магазины в разных городах разным покупателям.

"Ашан" сейчас продолжает строиться, они готовят ряд покупок. Novus сейчас разрастается, поскольку у них есть возможность покупать за счет кредитных средств. "Ашан" финансируется за счет своей материнской структуры. "Сильпо" и АТБ также продолжают развиваться.

"Мегамаркет", откровенно говоря, уже давно плохо себя чувствует. Billa пыталась перестроится, но сейчас они тоже продают свои магазины по городам. Metro переходит в другой формат – они будут в своих магазинах делать торговые центры. Магазины этой сети останутся, но их площадь будет значительно меньше нынешней. Все, кто могут, перестраиваются. Те, кто долго был на рынке, — уходят. Все резервы они уже исчерпали.

На региональном уровне некоторые сети держатся за счет того, что они занимают монопольное положение.

Специализированные супермаркеты (рыбные, алкогольные) сейчас очень убыточны. Там кто мог, тот уже ушел с рынка. Кто-то еще держится. Специализированные торговые сети держались за счет крупных поставок импорта. Сейчас проще работать с оптовыми продажами, чем с розничной торговлей. Это своеобразный бизнес.

— Скажите, пожалуйста, по Вашему мнению, мы уже достигли "дна" продаж? Когда можно ожидать роста?

— За первый квартал 2016 года розничный товарооборот вырос на 3% (в деньгах). При этом всем в крупнейших сетях, таких как "Ашан", "Сильпо", продажи выросли еще больше — у кого-то на 6%, у кого-то на 8%. У некоторых сетей продажи падали, тогда как у лидеров рынка — росли.

Данных по первому полугодию еще нет. Думаю, они будут, скорее всего, еще положительными. А вот данные за 9 месяцев будут печальными по ряду причин: во-первых, у нас курс доллара — никто не ожидал такого роста. Ведь в сентябре, максимум в октябре, происходит оценка урожая в пересчете на валюту. Потому что все, что мы покупаем в нашей стране, покупаем по мировым ценам. Поэтому если в августе курс доллара скакнул на 4-5%, это отразилось на стоимости нового урожая. Во-вторых, отпуск цен в свободное плавание, плюс все сезонные факторы, и мы получим по итогам 9 месяцев к году падение розничного товарооборота.

— Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги повлияло на снижение товарооборота?

— Это один из неотъемлемых факторов. При средней зарплате по стране в 5 тыс. (есть компании, где зарплата 10-15 тыс., но средняя по стране и в Киеве — 4-5 тыс. гривен) сначала ты платишь за ЖКХ, продукты питания, проезд, лекарства — и фактически ничего больше не остается. Поэтому когда ЖКХ растет, люди станут покупать еще меньше и более дешевые продукты.

Все менее будут покупать те же импортные продукты питания. Например, с начала 2014 года их доля сократилась на рынке с 30%  до 5% (по итогам 2016).

— На чем еще экономят украинцы более всего?

— Я сталкивался уже с тем, что продукты питания отпускают в долг — до пенсии, зарплаты. Покупатели переходят на все более дешевые продукты питания. Та же гречка, например, когда она подорожала, потребители переходили на рис, потому что он остался в той же цене, что и был. Но в последнее время производители отметили, что и рис уже становится менее популярным, и они все чаще фасуют макароны и уже более дешевые крупы.

Зайдите в магазин и посмотрите, какие продукты пользуются сейчас наибольшей популярностью. Гречка как лежала, так и лежит, а вот крупы по 5 гривен/кг, по 7 гривен/кг — они более популярны. Их объем производства небольшой для Украины, но они сейчас чаще всего раскупаются.

— Мясная и молочная продукция практически недоступна украинцам?

— Сейчас сильно подскочила цена на масло. поскольку растет стоимость ингредиентов, и прежде всего, это молоко. Сейчас оно дорожает из-за сезонного фактора. После всех скандалов на рынке молочной продукции закупочная цена на молоко растет, производители, со своей стороны, вынуждены повышать качество молока.

— Какова ситуация сейчас на оптовых продовольственных рынках? Насколько отличается цена по сравнению с супермаркетами?

— Примерно до 10%. У нас оптово-розничных рынков не так много. Это "Столичный", он обеспечивает Киев, Киевскую область, Черниговскую — радиус до 150 км. "Шувар" обеспечивает Западную Украину. Николаевский рынок обеспечивает Николаев, Херсон, часть Одесской и Кировоградской области. Ну и Одесский рынок. Такие рынки есть везде в Европе, в мире. Необходимо увеличивать эту сеть.

— Что к концу года будет дорожать быстрее всего?

— Большинство продуктов сейчас привязаны к курсу доллара, в том числе и хлеб. Поэтому они будут дорожать, что соответствует мировым тенденциям. Мировые цены на продовольствие достигли "дна" и потихоньку начинают идти вверх. Зерно пока не дорожает, потому что в этом сезоне его перепроизводство в мире. По итогам этого года тенденция, скорее всего, не изменится. Все остальное — дорожает — мясо, кофе (он уже считается первостепенным продуктом). Для производителей — это большой плюс, потому что нам становится выгодно увеличивать экспорт. Но для покупателя — это плохо, особенно в краткосрочной перспективе.

В 2016 году цены на хлеб практически не росли; с начала года выросли на 2%. Если слышим разговоры о 20%-ном скачке цен на хлеб, это нелогично, оснований для такого повышения нет. На муку, макароны цены не росли.

К концу года цены на гречку будут снижаться, предел снижений — гривен 16-18. Все остальное будет расти в цене. Хотелось бы прогнозировать, что не более 10%.

Прежде всего, подорожает "борщевой набор" из-за сезонного фактора — хранение дорогое. Молоко, мясо подорожает на 7-8%, максимум до 10%, овощи — до15%, хлеб — 2-3%, то же самое мука и макароны; подсолнечное масло — на 5%.

С момента запуска эксперимента об отмене госрегулирования цен на продовольствие более всего подскочила цена на яйца. Если сейчас цена первого сорта составляет 21 гривны, можете представить, сколько они в магазине будут стоить через месяц.

— Традиционно в Украине в предпасхальный и предрождественский период мы наблюдаем краткосрочное удорожание продуктов. Изменился ли как-то процент подорожания за последние три года в связи с низкой покупательской способностью населения?

— Этот фактор никто не отменял. Проблема в том, что этот скачек всегда проходит мимо всех исследований, и точных объективных данных нет. Поэтому нельзя сказать точный процент такого подорожания. У нас есть традиция — накрыть стол. И мы сделаем все для того, чтобы его накрыть. Действительно за последние три года эти пики цен все меньше и меньше.

— С Россией мы сейчас торгуем? По крайней мере, официально?

— Официально — нет. Мы делали запросы в Минэкономики, они отвечали, что ничего не планируется. Только продукцией машиностроения, металлопродукцией.

— А что касается продукции, реализуемой в торговых сетях — продовольствие, косметика, одежда?

— Это все под запретом. Даже Беларусь уже не является транзитной зоной. В первые несколько месяцев, когда ожидалось, что товары из России пойдут через Беларусь, статистика показала, что товарооборот с Беларусью у нас уменьшился. Поэтому официальный товарооборот с Россией скатился к нулю. Мы покупаем в России только продукцию не в товарной упаковке: мы можем завезти тонну чая или шоколада и расфасовать здесь. Многие компании, как российские, так и международные, открыли у нас свое производство, свою фасовку. Таким образом, мы покупаем украинскую продукцию. Уже в конце 2015 года вся красная икра была украинского производства — вся расфасована здесь — Киевская область, Харьковская область. То же самое по чаям. У нас очень большая доля на рынке была чая и кофе российского производства. Сейчас — это украинское производство. То же самое — вы можете привезти шампунь и расфасовать в Украине. Зарплата здесь, добавочная стоимость здесь.

— Что нам дала ассоциация с ЕС? Повлияла ли как-то на торговые сети?

— На торговые сети — никак. А в целом динамика по товарообороту положительная. Если посмотрим на общий товарооборот в разные страны мира, то он падает — продукция металлургии, прежде всего. Но доля аграрной продукции в общем экспорте растет. Европа сейчас хочет либо расширить квоты, которые нам давала, либо понизить пошлины.

— Мониторите ли Вы ситуацию на рынке одежды? Если да, то какие тенденции там наблюдаются?

— По ценам невозможно мониторить. Чем этот рынок сложен — тем, что нет практически полноценных маркетинговых исследований по этому рынку. Есть сотни компаний – производителей или импортеров, поэтому данные по рынку очень фрагментированы.

Но сегодня, даже без цифр, мы можем говорить о положительных тенденциях для продукции украинского производства.

Ранее у нас значительная часть одежды была из России — начиная от обуви и заканчивая целыми российскими торговыми сетями. Бойкот российской продукции, рост популярности одежды украинского производства сказались на том, что  значительную часть одежды и обуви уже отечественного производства. Мы даже китайскую и турецкую одежду подделываем у нас, потому что раньше "китай" был более популярен, чем продукция украинского производства. Мы дошли до того, что наши дизайнеры уже многим не по карману, потому что они уже Украинские дизайнеры.

Это тренд, который необходимо поддерживать.

Мы создаем у себя в ассоциации отделы легкой и текстильной промышленности, но пока в этом направлении делаем только первые шаги.

А трудно посчитать еще и потому, что у нас значительная часть одежды поступала нелегально. Где вы видели, чтобы одежду когда-либо растамаживали легально?

— Еще одной тенденцией является то, что в связи с низкой покупательской способностью населения в последнее время люди не стесняются заходить в магазины, продающие одежду "сэкон хенд".

За счет этого последние стали расти, как грибы после дождя. Сейчас есть разный "сэкон хенд" — магазины, продающие неношенную одежду, просто залежавшуюся на полках в других странах. Сейчас владельцы этих магазинов хорошо зарабатывают.

— Но это очень пагубная и печальная тенденция, на самом деле.

— У нас все, с чего мы шьем и делаем обувь, импортное: у нас нет производства собственной ткани. Единственная ткань отечественного производства, которую мы используем, – это ткань для спецодежды. Все остальное, вся фурнитура без исключения импортная и недешевая. Швея до сих пор получает плату за каждое изделие в долларах. Мы нередко обшиваем в Украине другие страны. Никогда не было секретом, что мы уже не первый год получаем заказы из Германии, Польши, других европейских стран.

— Рынок эко-продуктов еще не попадал в поле Вашего зрения?

— Попадал. Это достаточно интересная ниша. Она пока небольшая, но быстро растущая. Но тут вопрос в том, что когда начинаешь пристально смотреть, то оказывается, что такая продукция не совсем эко. Сертификаты, которые предоставляются в магазинах эко-продукции, вызывают сомнение. Что уже говорить о самих товарах?

Доля их очень маленькая (менее 1%). Мы поддерживаем с ними отношения, но пока это только тенденция. За счет того, что эко-продукты рентабельны, они интересны для многих. На них многие смотрят как на высокодоходный бизнес. В мире это больше жизненная философия, чем способ получения больших прибылей. Люди, которые занимаются этим, просто получают от такого бизнеса удовольствие. У нас же смотрят на процент рентабельности.

— Под какую нишу подпадают маленькие кофейни и пивные магазины?

— Мы как раз хотим открыть комитеты по малым пивоварням и винодельням. Мы хотим, чтобы они работали в ассоциации и занимались развитием своего бизнеса. У маленьких пивоварен и виноделен множество проблем, которые они не могут решить по отдельности. До последнего времени все работали в тени – до тех пор, пока не изменилось законодательство по малым пивоварням и винодельням. И все это знали. Сейчас они будут более-менее легально работать. Мы стараемся вытащить в ассоциацию таких людей, которые будут говорить о проблемах и пытаться решать их.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments