Российский ритейлор «Патэрсон» в конце апреля откроет в столице второй супермаркет. Пока это единственная российская продуктовая сеть, которая работает на украинском розничном рынке. Больше всего россиян отпугивает неопределенность в украинско-российских отношениях.

Ранее руководство компании «Патэрсон» заявляло, что за 2,5 года откроет в Украине до 25 супермаркетов. Однако планам россиян не суждено было сбыться. Сегодня в столице и в целом по Украине открыт только один супермаркет «Патэрсон» торговой площадью около 1500 кв. м. Компания арендует помещение в оболонском ТРЦ «Метрополис». Второй супермаркет площадью 600 кв. м «Патэрсон» откроет во второй половине апреля и тоже на арендованных площадях в Соломенском районе Киева. Как сообщила директор департамента внешних связей «Патэрсон» Надежда Синюк, в новый универсам будет вложен $1 млн — столько же, сколько и в открытие первого супермаркета. По ее словам, «Патэрсон» предпочитает арендовать площади, поскольку в этом случае инвестиции окупаются за два-три года, а если строить — за десять лет. На вопрос корреспондента почему планам россиян по экспансии Украины не суждено было сбыться, она ответила, что за несколько лет произошли кардинальные изменения как в политике, так и в экономике: «Во-первых, в 2004-2005 годах цены на аренду торговых помещений в Киеве резко выросли (сегодня продуктовые «якоря» могут снять помещение в ТЦ за $15-25 в месяц за кв. м, раньше цены были на 30% ниже.— Авт.). Во-вторых, украинцы предлагают заключать только краткосрочные договора аренды на один-два года (а после окончания срока арендодатели могут пересмотреть условия договора в сторону повышения арендных ставок или вообще его расторгнуть.— Авт.), а россияне предпочитают снимать помещение на восемь-десять лет. В-третьих, качество услуг киевских арендодателей значительно уступает московскому». В итоге в компании ожидают, что к концу 2006 года они откроют два супермаркета, и все только в Киеве. Изначально речь шла о пяти.

Не может полноценно развиваться и другая российская сеть «Перекресток», которая в апреле 2005 года приобрела 100% акций ЗАО «Спар Украина» (сеть супермаркетов «Спар») и тоже изначально планировала завоевать 30% украинского рынка. Но бренда «Перекресток» пока в Украине нет. Ранее глава наблюдательного совета ЗАО «Перекресток-Украина» Александр Панас утверждал, что первый «Перекресток» откроется в Киеве не раньше 2007 года. Компания заключила на десять лет договор аренды торговых площадей под супермаркет (1600 кв. м) с собственниками ТЦ возле ст. м. «Черниговская», который будет построен только в следующем году.

По мнению замдиректора «Украинской торговой гильдии» Виталия Бойко, «россиян отпугивает относительная нестабильность в украинско-российских отношениях, особенно грядущие выборы в парламент». Кроме этого, свободных площадей для сдачи в аренду или выкупа в Киеве нет. Поскольку, утверждает девелопер, все существующие торговые центры забиты арендаторами до отказа, а новые практически не открываются (в 2006 году в Киеве появится один торговый комплекс «Дом техники»). То же самое происходит и на рынке земли. «Участков под застройку в столице почти не осталось, да и получить их у Киевсовета в аренду нелегко. А земля на вторичном рынке стоит дорого»,— заметил г-н Бойко. Тем не менее, как ранее заявлял помощник президента сети «Фуршет» Роман Курицкий, в отличие от российских, украинские и западные сети (например, Metro Cash&Carry и «Сільпо».— Авт.), несмотря ни на какие политические «расклады», продолжают активно развиваться.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar