Украина только приняла законопроект о санкциях против российских компаний, но российский бизнес, который работает на Украине, уже расплачивается за политику. Украинский потребитель не хочет покупать российские товары, ходить в российские рестораны и хранить деньги в российских банках.
"Россия остается главным торговым партнером Украины",— утверждает Минэкономразвития РФ. По данным Федеральной службы статистики за 2013 год, из всех стран СНГ с Украиной мы торгуем активнее всего (на втором и третьем местах Беларусь и Казахстан). Торговый оборот за первое полугодие 2013-го — $20,3 млрд, но больше половины (около 60%) приходится на минеральное топливо, нефть и продукты их перегонки. Кроме того, Россия поставляет на Украину оборудование и металлы. Украина в Россию — оборудование, металлы, продовольствие, древесину.
В середине августа Верховная рада Украины приняла рамочный законопроект, который позволит ей ввести более 20 видов санкций против "главного торгового партнера" — России. Украина сможет блокировать активы физлиц, отзывать лицензии у компаний и банков, ограничивать транзит российского газа в Европу. Составлен, но пока не обнародован список из 172 физических и 65 юридических лиц, против которых будут введены санкции. Остановку транзита газа или импорта российского топлива со стороны Украины один из экспертов в беседе с корреспондентом "Денег" сравнил с выстрелом себе в ногу. Но вот российский бизнес, не имеющий стратегического значения для Украины, может пострадать.
В зоне риска из-за санкций находится, например, МТС, говорит управляющий партнер TMT-Consulting Константин Анкилов. А это второй по величине оператор на Украине. По данным TMT-Consulting, 46% украинских абонентов пользуются услугами "Киевстара" (голландская Vimpelcom Ltd), 35% — МТС. Украина приносит МТС почти 10% выручки, так что потеря этой доли была бы весьма ощутима, считает Анкилов. Хотя МТС к такому не привыкать и без всяких войн: в 2010-м у группы отняли лицензию на оказание услуг в Туркменистане, в 2012-м лишили лицензии в Узбекистане. Правда, в обоих случаях компания впоследствии возобновила работу. "МТС уже 22 года работает на Украине, компания поддерживает большое количество социальных проектов в стране и вложила в инфраструктуру страны более $10 млрд. Поэтому, если события в Украине по этому вопросу будут развиваться негативно, мы будем обязаны защищать свой актив и свои инвестиции в соответствии с международной правовой практикой",— прокомментировали в пресс-службе МТС.
Кроме крупного российского бизнеса, например компании Evraz, владеющей Донецким металлургическим заводом, или US Rusal, которой принадлежит Николаевский глиноземный комбинат, на Украине работают российские ритейловые компании, банки.
Российский малый и средний бизнес в последние несколько лет не особенно стремился на Украину. В ресторанном сегменте на Украине была насыщенная конкуренция, развивать ритейл сложно из-за дефицита площадей и высокой аренды, а сферу услуг — из-за снижающейся покупательной способности украинцев. Новости об уходе российских компаний с Украины поступали одна за другой еще до введения санкций. X5 продала свои магазины "Перекресток", закрылись магазины одежды Bosco, ЛУКОЙЛ продал свою сеть автозаправок из-за резкого падения продаж и конфликта с бойцами "Правого сектора", которые блокировали часть заправок и требовали выделять каждый месяц по несколько тонн бензина на нужды украинской армии.
Малых и средних российских компаний, которые продолжают работать на Украине, санкции, скорее всего, не коснутся. Но к общему падению спроса в их случае добавляется еще и покупательский негатив.
Покупательский бойкот
В марте на Украине прошло несколько десятков флешмобов с лозунгом "Русское убивает". Участники флешмоба приходили в продуктовые магазины, разворачивали плакаты с надписями "Российское купил — войну оплатил!", "Покупаешь 460-469 (штрих-код, соответствующий в основном товарам из России.— "Деньги") — платишь зеленым человечкам" и падали на пол замертво. Покупателям раздавали листовки с призывом к бойкоту российских товаров. Украинские ритейлеры относились к акции снисходительно: по данным Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей (УАПТС), правоохранительные органы вызвали лишь однажды — руководство магазина, принадлежащего киевскому ритейлеру "Край". Покупатели на призыв к бойкоту откликаются: активно интересуются страной происхождения товара, отказываются от того, что произведено в России.
По данным Infoline, в физическом выражении объемы продаж в продуктовом ритейле на Украине упали всего на 1% (в денежном выражении падение больше из-за девальвации). При этом, по данным УАПТС, падение продаж российских товаров с начала 2014 года составило от 25% до 40%.
"Мы отказались от многих российских товаров в связи с отсутствием спроса,— комментирует Елена Разумова, представитель "Ритейл Груп" (магазины "Велика Кишеня", "Велмарт", "Альта-центр", "Экватор").— Если раньше покупатель не обращал особого внимания на производителя, то сегодня ситуация обратная: потребитель максимально и добровольно поддерживает отечественного производителя. Российские товары попросту перестали покупать".
Отличить российские товары в супермаркетах на Украине очень просто: согласно законодательству, торговые сети обязаны маркировать страну-производителя, добавляет представитель ГК "Евротэк" Елена Обухивская. Поэтому в украинских супермаркетах на ценниках, как правило, размещен флаг страны-производителя.
Другие торговые сети также начали выводить из ассортимента российские товары. Мелкие ритейлеры действовали более радикально: например, торговые сети Ивано-Франковска, владеющие магазинами "Плюс", "Славянка" и "Тростянецкий", заявили, что полностью исключили российские товары из своего ассортимента. "Аналогично поступили и отдельные продуктовые магазины в Житомире",— сообщает УАПТС. Волынский ритейлер "Наш край", управляющий более чем 100 магазинами, сообщил о сокращении линейки российской продукции за счет алкоголя, чая, сопутствующих товаров, бытовой химии и молокопродуктов.
Крупные сети действовали более взвешенно. АТБ (крупнейший украинский ритейлер, владеет 847 магазинами-дискаунтерами) дипломатично призвала покупателей "не поддаваться на провокации". "Если сегодня вы видите товары российского производителя на полках наших магазинов — это означает, что или на Украине нет их аналога, или они пользуются спросом среди потребителей",— обратилась к покупателям международная Fozzy Group, оговорившись, что "действительно российских торговых марок у нас единицы".
В "Ритейл груп" заявили, что российских товаров в сети было менее 5%, да и те будет очень просто заменить. "В России почти нет товаров, которые не производили бы на Украине,— говорит Елена Разумова.— Мы продавали российские товары исключительно для широты ассортимента".
По словам Елены Обухивской, самая существенная доля товаров из РФ — в категориях non-food: бытовая химия, средства личной гигиены.
"В Украине много российской рыбы, кондитерки, молочки, макаронных изделий, снеков,— добавляет директор УАПТС Алексей Дорошенко.— Один из самых занятых Россией сегментов — это чай. 70% чая на Украине расфасовано в России или произведено российскими компаниями".
Под удар народного гнева попали и товары международных компаний, например Unilever — из-за того, что чаи Lipton и "Беседа" компания фасует именно в РФ. "Если даже и такую продукцию потребители перестанут покупать, мы гарантируем, что выведем ее из ассортимента",— заявили в Fozzy Group.
Чтобы вернуть лояльность сетей и потребителей, Unilever объявила на своей странице в Facebook, что будет поставлять на Украину чай, расфасованный в Европе. На запрос "Денег" компания не ответила. Российская компания "Орими трейд", второй по величине поставщик чая на Украину, также отказалась комментировать ситуацию.
"Чисто логистически международным компаниям удобнее возить свою продукцию на Украину из Европы, а не из России,— считает гендиректор Infoline Михаил Бурмистров.— Они размещали производства в России, в основном чтобы двигаться на восток, в Казахстан, так что российское производство в любом случае будет загружено".
Одинаково плохо
Ритейл — не только российский — почувствовал себя на Украине нехорошо задолго до резких политических перемен. Год назад о своем намерении свернуть бизнес в стране заявила немецкая сеть строительных гипермаркетов Praktiker Group. В 2007 году компания была намерена открыть на Украине более 20 гипермаркетов, но те четыре магазина, которые были открыты, принесли убытки в несколько миллионов гривен и в 2011-м, и в 2012 году. Менеджмент посчитал, что присутствие на украинском рынке больше не выгодно. В прошлом году закрыла все 12 своих заведений прибалтийская сеть кофеен Double Coffee. Сеть магазинов финской одежды Finn Flare весной 2013 года заявила о закрытии своих магазинов. Решено было оставить только те, что работают по франшизе: в этом случае партнер берет все локальные риски на себя, пояснила президент Finn Flare Ксения Рясова. По ее словам, политика сказывалась на компании в меньшей степени, основная сложность была в некомфортных для ритейла условиях, например многочисленных налоговых проверках. Полностью на франчайзинговую модель работы перешли и некоторые российские компании, например Sela и "Росинтер".
По отношению к российским одежным и обувным ритейлерам и заведениям общепита на Украине есть доля негатива, но меньшая, чем в случае с продуктами. Это можно объяснить просто: свою принадлежность к России флагами на ценниках никто не афиширует. Хотя в начале 2014 года в интернете появился список "Знай ненаших" — перечень российских брендов, работающих на Украине, от которых потребителям лучше отказаться. В него включили "Иль Патио", "Якиторию", "Шоколадницу", "Кофе Хауз", Incity, Ostin, Love Republic, Carlo Pazolini. Часть этих компаний, например Carlo Pazolini, относят себя к международным, но были созданы в России. Рестораторы этот список характеризуют как студенческое развлечение. "Наш франчайзи рассказывал, что заходили студенты, ложились на пол в знак протеста, но все довольно мирно и безобидно",— поясняет владелец "Евразии Холдинг" Алексей Фурсов.
Несмотря на список прямых ассоциаций своих заведений с Россией не чувствует и компания, управляющая заведениями "Иль Патио" и "Планета суши" по франчайзингу (бренды принадлежат российской компании "Росинтер"). "Дела одинаково плохи у всего общепита,— говорит партнер "Росинтера" Ярославна Онищук.— По сравнению с прошлым годом выручка упала почти на 40%. Война: люди сидят дома. Мы закрыли 12 из 16 своих заведений".
Хуже пришлось компании Gloria Jeans, у которой на Украине не только магазины (их количество сократилось за последний год почти вдвое), но еще и производство. Компания открыла на Украине 13 фабрик, которые производили одежды на $120 млн и обеспечивали работой 3 тыс. человек. "Мы начали размещать производство на Украине в 2007 году — было выгодно,— рассказывает основатель и владелец Gloria Jeans Владимир Мельников.— Во-первых, украинцы очень трудолюбивы. Во-вторых, их труд обходился дешевле. В-третьих, меньше налогов". Мельников утверждает, что сейчас производство полностью остановлено, а фабрики практически уничтожены войной. "Жду, чем все кончится, несу большие убытки",— вздыхает он.
Представители Love Republic, Ostin, "Шоколадницы", "Кофе Хауза" и других брендов комментировать перспективы своего бизнеса на Украине отказались.
Залежи ликвидности
По сравнению с остальным российским бизнесом российские банки чувствуют себя на Украине довольно уверенно. "На три российских госбанка — Сбербанк, ВТБ и "дочку" ВЭБа Проминвестбанк — приходится 18% всех банковских активов Украины. Это очень много",— говорит первый заместитель председателя правления украинского банка "Контракт" Павел Крапивин.
Кроме этого, на Украине работают Альфа-банк, "дочки" "Русского стандарта" и "Петрокоммерца".
"Российские банки начали проявлять большую активность в 2009-2013 годах,— рассказывает Крапивин.— Задачи им ставились в терминах "доля рынка", уже во вторую очередь речь шла про эффективность и рентабельность. Быстро достичь этих целей они могли только за счет кредитования крупных корпоративных клиентов, в том числе крупных промышленных предприятий юго-востока Украины". Украинским банкам, по словам Крапивина, приходилось в течение четырех лет в своих ставках ориентироваться на российские банки. Более выгодные условия они предложить не могли, поэтому старались занять пустующие ниши, например беззалоговое кредитование организаций.
Но несмотря на это в 2014 году досталось и банкам: например, Сбербанк потерял почти 45% вкладов физлиц в национальной валюте за первый квартал. В ВТБ отток составил более 20%. Средний отток по банкам Украины был меньше — около 15%, говорит Крапивин.
Тем не менее проблем с ликвидностью у российских банков не было. "Банки российского происхождения не взяли ни копейки рефинансирования у Национального банка Украины,— заявила председатель НБУ Валерия Гонтарева украинскому Forbes.— Их материнские структуры выделяли финансирование в достаточном объеме. Все банки с госсобственностью предоставили большие линии рефинансирования на Украину, и этими деньгам — через продажу валюты или свопы — банки рассчитываются с вкладчиками".
Все три госбанка заявили "Деньгам", что не намерены уходить с украинского рынка. Пресс-служба Сбербанка сослалась на свой пресс-релиз, в котором говорится, что банк "имеет долгосрочную стратегию развития" и "продолжает работать в штатном режиме". "ВТБ планирует продолжить свою работу на территории Украины, если для этого будут существовать соответствующие правовые условия",— говорится в комментарии ВТБ "Деньгам". 17 июля банк возобновил выдачу кредитов клиентам—физическим лицам, прерванную в феврале. ВЭБ заявил, что приобретение Проминвестбанка — долгосрочная инвестиция.
Кроме того, российские банки считаются маркетмейкерами украинского фондового рынка. "Украинский фондовый рынок скорее мертв, чем жив,— рассказывает Крапивин.— Единственный ликвидный инструмент — это гособлигации. На три российских банка приходится около 15% свободного рынка облигаций, и они очень активны в этом поле".