Российские ритейлеры продолжают осваивать рынок Белоруссии. Как стало известно Retailer.RU, 11 сентября в Гомеле открылся первый гипермаркет сети «Линия», которую развивает российское ЗАО «Корпорация «Гринн».
Первый гипермаркет сети «Линия» открылся 11 сентября в Гомеле на улице Хатаевича. По словам генерального директора Николая Грешилова, это типовой объект компании «Гринн». Его общая площадь составляет 14 000 кв. м, торговая – 5 000 кв. м.
В ассортименте 20 000 наименований продуктов, большая часть которых представлена товарами продовольственной группы. Товары non-food составляют 15% от как от SKU, так и от площади торгового зала.
Торговая галерея на втором этаже и часть площадей в предкассовой зоне отданы арендаторам. Часть площадей гипермаркета «Линия» занимает собственное производство: пекарня, мясной цех, кондитерский цех.
Гипермаркеты «Линия» работают в формате Cash&Сarry («склад-магазин») и позиционируются как «народные магазины» или «магазины низких цен и больших покупок». По словам Николая Грешилова, в «Линиях» отсутствуют складские помещения, а товар в магазинах находится в торговом зале на специальных стеллажах. Это позволяет экономить на издержках и осуществлять большие объемы продаж и благодаря этому держать цены ниже общегородских, пояснил генеральный директор.
Как и все магазины сети «Линия», гипермаркет в Гомеле будет работать круглосуточно – 24 часа.
Каждый гипермаркет «Линия» рассчитан на средний дневной оборот в 5 млн. руб. и таких же показателей планируется добиться в Гомеле, отметил Николай Грешилов. По его мнению, FMCG рынок в Гомеле еще недостаточно насыщен: «Линия» — пока единственный гипермаркет в Гомеле, где живет около полумиллиона человек. Между тем, в российском Брянске, где проживает меньше людей, работает три гипермаркета «Линия», и все они успешны, сказал он.
Корпорация «Гринн» приобрела право аренды на земельный участок в Гомеле в 2006г., однако строительные работы были приостановлены и возобновились только в начале 2010г. В мае 2010г. состоялось подписание инвестиционного соглашения между корпорацией «Гринн» и администрацией Гомельской области.
Общий объем инвестиций вложенных в проект составил 500 млн. руб. В корпорации «Гринн» рассчитывают, что они окупятся за три года. Николай Грешилов подчеркнул, что компания планирует запустить гипермаркеты в Витебске, Могилеве и еще один в Гомеле.
Генеральный директор добавил, что сотрудничество ЗАО «Корпорация «Гринн» с Белоруссией не ограничивается ритейлом. «Гринн» является дилером производителей авто- и спецтехники в центральном Черноземье, в том числе и автомобилей МАЗ (Минского автозавода). В настоящее время обсуждается возможность создания сборочного производства продукции МАЗ на базе автотехцентра в Курске, принадлежащего корпорации «Гринн».
Компания «Вестер» владеет в Минске двумя супермаркетами. Общая площадь объектов сети в Белоруссии — 5400 кв.м, к 2012г. ритейлер планирует увеличить ее до 20 000 кв.м. «В основном, планируется развивать форматы супермаркета и универсама. Открытие объекта формата гипер возможно только при наличии действующих 4-5 магазинов в формате супермаркет или универсам, чтобы гипермаркет смог также работать как распределительный центр для всей сети в регионе», — рассказала представитель компании Римма Ремезова.
По ее словам, белорусский рынок имеет хороший потенциал: по отношению к российскому он отстает на 2-3 года. Он отметила, что подходящих торговых площадей под супермаркеты в крупных городах достаточно, а главная сложность состоит в расхождениях между российским и белорусским законодательством.
В компании «Седьмой континент», которой принадлежит 51% акций одного из гипермаркетов Pro-store в Минске, отказались прокомментировать ситуацию на белорусском рынке, однако подчеркнули что удовлетворены тем, как идут дела.
«Pro-store работает в том же формате, что «Наш гипермаркет» в России, то есть гипермаркет- дискаунтер, и операционные показатели очень хорошие», — сказала представитель компании Влада Баранова.
По информации директора Nielsen в Белоруссии Елены Борковской, формат «гипермаркет» развивается в Белоруссии с 2005 г. По данным на январь 2010г. в стране работало 11 гипермаркетов, продающих FMCG-товары. Семь из них — в Минске и по одному — в областных центрах Бресте, Гродно, Могилеве и Витебске.
«Формат cash&carry практически не развивался, более распространенным из числа современных типов торговли является дискаунтер, причем чаще в мягком варианте, чем в классическом, отметила Елена Борковская. Особенностями рынка FMCG-торговли в Белоруссии являются нехватка торговых площадей, особенно большого формата, небольшая концентрация современного ритейла и низкая степень конкуренции, особенно в регионах. Более высокая конкуренция в Минске вынуждает снижать цены, в связи с чем крупные игороки ритейла в последние годы активно расширяются за счет экспансии в регионы».
В Минске, по оценке Nielsen, на январь 2010 г., на долю современной торговли приходилось порядка 32% от общего объема розничных продаж основных категорий упакованных товаров повседневного спроса (FMCG), аудируемых Nielsen в Белоруссии.
Выходить на рынок Белоруссии и Украине для российских сетей может быть выгоднее и удобнее, чем осваивать регионы Сибири, Дальнего Востока и Урала, однако важно выбрать правильный момент для экспансии, заявил генеральный директор INFOline Иван Федяков. «Крупные современные российские сети имеют хорошие собственные технологии и не боятся масштабировать бизнес. Перед многими ритейлерами в ближайшие два-три года встанет выбор: развиваться в отдаленных регионах или выходить в Белоруссию, Казахстан, Украину. В Белоруссии плотность населения сопоставима с Центральным федеральным округом, при этом логистика там лучше, чем в российских регионах, и есть множество производителей, которые могут поставлять качественную продукцию. Кроме того, идут товаропотоки из Европы», — пояснил он.
По его мнению, гипермаркет — это самый удачный формат для экспансии: строя гипермаркет, компания получает одновременно магазин и склад.
Риски выхода на белорусский рынок могут только геополитическими, подчеркнул Иван Федяков. Однако важно правильно выбрать момент для экспансии: не прийти слишком рано или слишком поздно, добавил эксперт. «Пока потребление в Белоруссии существенно меньше, чем в России, поэтому ритейлерам придется решить вопрос стимулирования спроса», — заключил он.
Справка:
ЗАО «Корпорация ГриНН» — это многопрофильное предприятие, включающее сеть продовольственных гипермаркетов и супермаркетов «Линия», сеть торгово-развлекательных и гостиничных комплексов, сеть ресторанов, а также автотехцентр.
Холдинг также занимается продажей большегрузной и автоспецтехники, реализацией стройматериалов, строительством, автоперевозками и т.д.
Основным видом деятельности является управление сетью продовольственных гипермаркетов формата Cach&Carry торговой марки «Линия», расположенных в девяти областях ЦФО РФ: Орловской, Курской, Белгородской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Брянской, Калужской, Тульской. Оборот «ГриНН» в 2008 г. – 28 млрд. руб. Генеральный директор и основатель — Николай Грешилов.
В рейтинге Retailer magazine "Топ-50 российских розничных сетей 2009 г." «Корпорация ГриНН» занимает 21 место.