В Киеве появятся магазины российской сети премиальных супермаркетов "Азбука вкуса". Как стало известно "Ъ", компания занялась поиском персонала в Киеве и не исключает возможности открытия первого магазина в этом году. "Азбука вкуса" собиралась выходить в Украину накануне кризиса, когда рынок премиальных магазинов был практически пуст, но сейчас у сети довольно много конкурентов. Эксперты ожидают, что конкуренция между сетями будет не столько за потребителей деликатесной продукции, сколько за качественные площади в центре города.
В "Азбуке вкуса" занялись поиском персонала для работы компании в Киеве. 18 января компания поместила объявления на сайте HeadHunter о поиске директора филиала, коммерческого директора, начальника отдела персонала, а также менеджеров по закупкам и продажам. Генеральный директор "Азбуки вкуса" Владимир Садовин подтвердил "Ъ", что компания выходит на украинский рынок, а именно в Киев. "Решение принято совсем недавно, поэтому о каких-либо конкретных планах говорить рано. Сначала нам нужно нанять людей",— отметил топ-менеджер. По его словам, в компании не исключают выхода в Украину в этом году. Развиваться "Азбука вкуса" планирует самостоятельно без привлечения франчайзинговых партнеров.
Обычно "Азбука вкуса" открывает магазины торговой площадью 600-1100 кв. м и тратит на это порядка $4 млн (для Киева эта цена должна быть ниже). Ассортимент магазина составляет 18 тыс. наименований, среди которых товары повседневного спроса, фермерская продукция, деликатесы и экзотические продукты. Около 50% товаров относятся к сегменту "фреш". В магазинах сети продаются также блюда собственной кулинарии и эко-продукты. У компании есть доставка и различные дисконтные программы.
Киев — самый богатый город в стране, и на продукцию подобных магазинов есть спрос. Однако большой проблемой для развития является то, что в столице практически нет подходящих локаций, отмечает директор департамента торговой недвижимости Colliers International в Украине Наталья Кравец. По ее словам, такие супермаркеты, как "Азбука вкуса", должны располагаться в центральной части города, предпочтительно занимать только один этаж и иметь паркинг: "В центре же подходящие площади заняты магазинами электроники, обуви и одежды — они готовы платить за аренду больше, с ними сложно конкурировать".
Участникам рынка известно, что "Азбука вкуса" уже нашла место для своего первого супермаркета в Киеве: предположительно в районе улиц Владимира Антоновича и Большой Васильковской, по пути к новому торговому центру Ocean Plaza. Эксперт профильного издания RetaiNet Александр Ланецкий вспоминает, что несколько лет назад сеть претендовала на место в новом бизнес-центре на Печерске: "Как раз сейчас этот комплекс сдается в эксплуатацию. Не исключено, что супермаркет может появиться и там".
Сеть супермаркетов премиум-класса (уровень торговой наценки — более 60%) "Азбука вкуса" создана в 1997 году. Насчитывает 52 магазина общей площадью свыше 35 тыс. кв. м в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. Выручка в 2011 финансовом году (закончился 31 марта 2012 года) — около 21,6 млрд руб. или примерно $714 млн. Акционеры — экс-совладельцы Экспобанка Кирилл Якубовский, Андрей Вдовин, Павел Масловский и Питер Хамбро (у них почти 50% бумаг), контроль над сетью — у основателей Максима Кощеенко и Олега Лыткина.
В Украину компания хотела выйти еще в 2007 году. Владимир Садовин рассказывал "Ъ", что "Азбуке вкуса" интересен именно киевский рынок. На тот момент сеть присутствовала только в Москве и насчитывала всего 19 магазинов. В мае 2008 года в компании объявили о планах открыть за два года пять одноименных супермаркетов в Киеве. Но из-за кризиса эти планы пришлось отложить: у "Азбуки вкуса" не было достаточных средств для экспансии, а в Киеве появились проблемы со сдачей в эксплуатацию площадей, на которые рассчитывали в компании. В марте прошлого года господин Садовин уточнял "Ъ", что украинский рынок сети пока неинтересен. Все это время компания развивалась в Москве и области, свой первый магазин в Санкт-Петербурге открыла в декабре прошлого года.
В Украине крупнейшими сетями, работающими в премиальном сегменте, являются "Фуршет Гурман" (сеть "Фуршет"), "ВК Select" ("Велика кишеня"), "Космос" ("Таврия-В"), Spar Gourmet (Spar), "Чумацкий шлях" и донецкий магазин "Обжора", отмечают в исследовательской компании GT Partners. В субпремиальном сегменте работает сеть Delight, состоящая из четырех магазинов в Киеве — сеть отличается от премиальных магазинов более высокой ценой и ассортиментом, состоящим в основном из импортного товара.
Генеральный директор GT Partners Игорь Гугля говорит, что именно премиум-сегмент и сегмент дискаунтеров в последние годы развивается динамичнее остальных. Александр Ланецкий отмечает, что рынок стал достаточно конкурентным, в отличие от перспективного 2007 года: многие игроки сумели занять свою нишу. Хотя господин Садовин считает киевский рынок малоконкурентным и перспективным. "В такие магазины ходят богатые люди и те, кто им подражает",— говорит господин Ланецкий. Генеральный директор "Фуршета" Евгений Кулинич полагает, что многое будет зависеть от ассортимента: "Люди готовы и хотят покупать качественный и свежий товар, органику. Им интересно выбирать среди большого ассортимента".