В начале октября в Санкт-Петербурге объявили забастовку курьеры одного из крупнейших онлайн-ритейлеров страны — Ozon. Причиной стали некорректные выплаты зарплаты; спустя несколько дней руководство компании согласилось на часть требований работников, после чего забастовка прекратилась.
Мы поговорили с курьером одного из региональных отделений Ozon: на условиях анонимности он рассказал RETAILER.ru, как устроена работа в компании изнутри.
Как было раньше
Пару лет назад я искал новую работу, и меня позвали в «Озон» — курьером на своей машине. Обещали не особо напряжное дело: я хотел пересидеть там несколько месяцев и поискать потом что-нибудь нормальное. Но так получилось, что на этой должности я работаю уже два года.
Наш первый начальник был редкостный раздолбай. Пил он каждый день, приходил с похмелья в чёрных очках. Нам тогда как раз прислали мотоцикл, как у «Додо пиццы» — но на нём никто не захотел работать, и начальник от нечего делать катался на нём по складу и даже по городу. В конце концов через полгода его попытались напрячь делать больше за те же деньги, он плюнул и уволился.
В начале работы двадцать коробок я мог развозить до шести вечера, а сейчас уже поднабрал скиллов и отвожу сотню за полдня — город уже знаешь, людей всех знаешь. Одно время у нас работала тётка, которая устраивала отличные мотивационные штуки: на дни рождения нам торты приезжали, подарки разные, на Новый год тоже. На любой праздник мы получали «озоновские» купоны на покупки, колонки нам дарили, детские фонарики, билеты в кино — в общем, кучу такого фирменного мерча, дешёвого, но всё равно приятно. Потом эта тётя уволилась, и всё прекратилось. А может, просто совпало с приходом нового директора, который решил, что хватит тратить бюджеты на такую ерунду как сотрудники.
Как начисляют зарплаты
Судя по тому, что сейчас происходит, начальство не заинтересовано чтобы мы всё нормально доставляли — оно заинтересовано, чтобы мы не получали высокую зарплату. Например, у нас есть невыполнимые задания, которые режут коэффициенты расчёта зарплаты. Сейчас объясню. Изначально у нас была простая система оплаты: доставил коробку — получил за неё деньги. То есть ты мог посчитать свою зарплату: сколько доставил — столько и получил. Тогда у меня выходило 30-40 тысяч в месяц, потому что работы было немного, но и я в 11 утра уже домой приезжал. Потом — не помню точно, вроде бы когда уже начальник сменился — поменяли принцип оплаты. Раньше несколько заказов на одну и ту же фамилию считались как отдельные доставки и соответственно отдельно оплачивались, теперь это стало считаться за одну доставку, и платят за неё, конечно, меньше, чем за три отдельных.
Сейчас нам ввели новую систему мотивации. Устроено всё так: допустим, у тебя есть 20 заданий — привезти заказ, забрать возврат и так далее. Окладов у нас нет в принципе, за каждое задание мы получаем фиксированную оплату — 50 рублей, в день у нас обычно 30-40 заданий. Если ты за день всё развёз, этот полтинник умножается на повышающий коэффициент — 2,75, если один заказ не сделал — коэффициент меньше, если не сделал два заказа — ещё меньше, ну и так далее. Не знаю как в других городах, но мы развозим практически всё, московское начальство впечатляется всякий раз как приезжает. Ребята на мелких машинах по несколько раз за день возвращаются на склад догружаться.
И вот ты развозишь всё — а одно задание в плане выполнить физически не можешь. Например, нужно забрать из постамата возврат: приезжаешь — а его там нет. И всё, это задание может висеть неделями, его никто не убирает — по идее, за него отвечают наши менеджеры, но они футболят в колл-центр, оттуда отправляют обратно, и в итоге никто ни за что не отвечает. И такое «мёртвое» задание постоянно режет повышающий коэффициент.
Или сегодня случай был: я еду к клиентке, всё уже развёз, звоню ей, а она говорит — я уже неделю назад отказалась от заказа. Неделю! Колл-центр не удалил заказ и поставил его мне, чтобы коэффициент был поменьше. Если бы это был разовый случай, я бы подумал, что это ошибка или какие-то проблемы — но это происходит систематически. Может, конечно, это простое раздолбайство, но такие проблемы реально у каждого нашего курьера. Туда же можно отнести всегда выключенные номера телефонов клиентов, по которым я за два года работы ни разу не дозвонился.
И в итоге невозможно подсчитать, сколько получишь. Скажем, ты всё развозил весь месяц, прикидываешь, сколько должен получить — а приходит меньше. Ты идёшь к начальнику, просишь показать список твоих заданий и находишь в нём что-нибудь невыполненное. Откуда оно там взялось, если я должен вернуть недоставленную коробку на склад — то есть я бы точно об этом знал? У меня есть все документы, накладные, но когда тебе уже начислили зарплату — суетиться поздно, а теребить начальника каждый день, чтобы сверяться с его списком, не получится — у него куча других дел, он просто шлёт нахрен. И другого способа узнать, что происходит с твоей статистикой и сколько ты получишь денег, не существует. Есть «Личный кабинет курьера» в приложении, где должна быть вся эта информация — но он просто не работает. Точнее, он показывает неактуальную информацию — но доделывать его явно никто не будет, потому что нас всё равно переводят на ИП.
Сколько получают курьеры
Зарплата всё время растёт, потому что растёт число заказов. У нас есть ребята с зарплатой в 140 тысяч в месяц — но и работают они больше остальных. Хотя вот, например, смотрим в отчётах: человек с одной из самых больших зарплат закончил работу вчера чуть позже полудня. Всё зависит, конечно, от того, как построил маршрут, какой вообще маршрут. Я получаю 50-70 тысяч и тоже заканчиваю довольно рано. Зарплаты полностью белые.
И да, с такими зарплатами мы тоже недовольны, когда компания пытается нас кинуть. Но в случае с Петербургом фишка такая: там гораздо больше курьеров, чем у нас, и коллектив, скорее всего, даже начальника в лицо не знает. Поэтому они могут позволить себе устроить бунт. А у нас всего 20 курьеров, все работают давно и с начальником неформальные отношения, потому смысла бастовать нет — мы понимаем, что ему точно так же не пришли деньги, как и нам.
Суть нынешней ситуации такая: все работали весь месяц без недовозов — и получили зарплату из расчёта по минимальной ставке, 2,5 тысячи за день, когда обычно ты зарабатываешь в день, грубо говоря, вдвое больше. При этом нам даже не написали — ребята, произошёл сбой, просто кинули зарплату и тишина. Разницу обещали доначислить ко вторнику. Наши ребята настроены очень серьёзно: если денег не будет — приедем на склад и будем просто там сидеть.
Комментарий пресс-службы «Озона»: «Ozon выплачивает заработную плату регулярно 2 раза в месяц. В данном случае речь идет о некорректном начислении выплат ряду сотрудников — его устранят сегодня, в 13:00 в банки уже ушли все расчетные документы. Также вчера, например, один из сотрудников обратился по поводу недоначисления отпускных — на это компания уже тоже отреагировала. Размер заработной платы курьера зависит от того, какое количество смен он работает и сколько заказов доставляет».
Курьеров вынуждают открывать ИП
Недавно к нам приезжала главная региональная управляющая. После работы нас всех согнали на собрание чёрти куда на окраине. Управляющая сказала дословно: компания переводит всех курьеров на ИП, а с теми, кто не откроет ИП, компания будет прощаться. На вопрос, будут ли отказавшихся открывать ИП работников официально сокращать, она ответила: «Ну вы же понимаете, что нет». То есть нас будут вынуждать увольняться. Думаю, если все курьеры уволятся, они просто наймут какой-нибудь ИП Хачатурян с парком машин и будут точно так же возить заказы.
На то, чтобы дать ответ и приступить к оформлению ИП, нам дали неделю. Пара человек уже это сделали и заключили новые договоры с компанией, остальные пока находятся в подвешенном состоянии. Повлияла и ситуация с зарплатой: когда компания тебе что-то обещает и тут же кидает на деньги — задумаешься, работать ли дальше в таком месте. Если компания сейчас кладёт на тебя, то как она будет себя вести, когда ты станешь ИП, вообще для неё ничего не значащим?
Очевидно, «Озон» это делает, чтобы тупо скинуть с себя все налоги, больничные, отпуска и прочее. Топливо, кстати, тоже перестанут оплачивать тем, кто работает на своих машинах. Если я перейду на такую схему, то по деньгам буду получать примерно то же самое, но лишусь всего, что мне положено от компании по трудовому кодексу, ещё и любые косяки всегда будут на мне. Плюс в любой момент «Озон» может снова переобуться — вон за время моей работы у нас трижды менялась система мотивации — и мы всё равно останемся за бортом. Я понимаю, что у меня особо нет выбора: где я ещё смогу заработать такие деньги с таким графиком? Бывают тяжёлые дни, тяжёлые люди, но в целом меня всё устраивает — сегодня вот, например, я закончил в полдень.
Как будут вынуждать увольняться? Да элементарно, как в Москве было: приезжаешь на склад — а для тебя заказов нет, сиди и жди. Оклада у тебя нет, всё сдельное, так что ты просто будешь сидеть на складе с утра до вечера, потому что уехать не можешь. Распределением заказов, конечно, занимаются местные, но им просто спустят команду сверху — не давать тебе работы, и всё.
Пока я планирую наблюдать и не сильно дёргаться. Если будут прессовать — всегда можно пойти на больничный на пару недель. А там посмотрим.
Комментарий пресс-службы «Озона»: «Если штатный сотрудник захочет оформить ИП, чтобы, например, набирать себе сотрудников-курьеров, то он может перейти на такую форму сотрудничества с компанией. Если же нет, он продолжает работать у нас в штате».
Алексей Максимук | RETAILER.ru
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.