Индекс потребительского доверия в России в первом квартале 2015 г. достиг своего исторически минимального значения в 72 пункта, сходного с показателем за аналогичный период в 2009 г., говорится в сообщении исследовательской компании Nielsen. Каждый пятый россиянин не имеет свободных средств, каждый третий переводит деньги в сбережения, при этом рекордно низкое количество потребителей готовы к совершению покупок.
Локомотивом столь стремительного падения потребительского доверия стали, по мнению респондентов, ухудшающиеся перспективы отечественного рынка труда: 74% не ожидают положительных изменений в отношении собственной занятости в ближайшем году. Еще в третьем квартале 2014 г. 42% опрошенных говорили о хороших перспективах на рынке труда в ближайшем году, сегодня таких лишь 17%. Около 60% российских потребителей полагают, что их финансовое состояние в ближайшие шесть месяцев будет не очень хорошим или плохим, только 21% респондентов ответили, что текущий момент благоприятен для покупок товаров, которые им хочется или нужно приобрести. К сравнению, в первом квартале 2009 г. таких насчитывалось 27%.
Потребители, готовые сейчас расходовать деньги, продолжают тратить их на новую одежду (36% против 40% в четвертом квартале 2014 г.), оплату долгов по кредитам (31% против 36% кварталом ранее) и развлечения вне дома (28% и 27% соответственно), переводить деньги в сбережения планируют 29% российских потребителей. Те кому приходится экономить, сокращают траты на не самое необходимое – развлечения вне дома (55% в первом квартале 2015 г. против 50% в четвертом квартале 2014 г.), одежду (50% против 49%) и короткие отпуска (48% против 46%). Каждый второй респондент (48% против 39%) планирует перейти на более дешевые бренды продуктов питания.