Государство решило навести порядок в розничной торговле, чтобы остановить рост цен и облегчить жизнь малому бизнесу. На практике господдержка может обернуться стагнацией отрасли.

В российской розничной торговле госвлияние до недавнего времени особо не ощущалось. Власти традиционно наводили свои порядки в машиностроении (см. здесь) и банковской сфере (см. здесь). Ритейлу же всегда удавалось свести последствия госрегулирования к минимуму. "Заморозили" в прошлом году чиновники цены на социально значимые товары — магазины зарабатывали свое на других позициях. Установили порог доминирования розничных сетей в 35% — крупный бизнес отыскал нюансы в методике определения этого порога.

"С чего начался российский бизнес? С указа о свободе торговли в 1992 году. Это был самый эффективный тогда шаг и символ перемен,— вспоминает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.— Сейчас все с точностью до наоборот: государство закручивает гайки. Это симптоматично и чрезвычайно опасно".

Самый яркий пример — ситуация с крупнейшим в России центром мелкооптовой торговли Черкизовским рынком. Закрыть его московские и федеральные власти пытались с начала 2000-х, однако получилось только сейчас. Конечно, во многом это связано с претензиями Генпрокуратуры конкретно к Тельману Исмаилову — владельцу контролирующей рынок группы АСТ. Но тренд очевиден. "Каждая действующая точка на Черкизовском рынке означает остановившийся цех в России",— заявил в июле замглавы Минпромторговли Станислав Наумов, намекая, что импорт дешевого ширпотреба мешает развитию отечественной легкой промышленности. Представители ведомства не скрывают, что решили навести порядок в "нецивилизованной рознице". Судьбу Черкизовского могут разделить другие рынки, по той или иной причине не устраивающие чиновников. Меж тем, по данным департамента потребительского рынка и услуг столичного правительства, продажи на московских рынках с начала года выросли на 11%, тогда как в "цивилизованной" торговле оборот упал на 5%.

Если за рынки уже взялись всерьез, то сетевой торговле лишь предстоит испытать на себе особое внимание регуляторов. Премьер Владимир Путин подписал распоряжение о внесении в Госдуму проекта закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". Если его утвердят Госдума и президент, то закон вступит в силу уже 1 января 2010 года. По мнению участников рынка, шансы, что закон "зависнет" в Думе или претерпит значительные изменения, крайне невелики.

Государство пытается контролировать саму основу розничного бизнеса — взаимоотношения производителей и поставщиков. К примеру, законопроект предусматривает введение запрета на "плату за вход", "ретробонусы" и прочие поборы, практикуемых сетями. В договоре о поставке может фигурировать лишь один бонус — за объем закупаемой сетью продукции.

В проекте закона регулируются также сроки оплаты товаров: для скоропортящихся — 10-30 дней, для прочих — 45-75. Сейчас отсрочки достигают двух-трех месяцев, так что нововведения на руку поставщикам. "Мы активно участвуем в обсуждении законопроекта, и в целом он нас устраивает — в отрасли хотя бы появляются четкие правила игры",— говорит исполнительный директор некоммерческого партнерства "Русбрэнд" Алексей Поповичев. Глава аграрной ГК "Черкизово" Сергей Михайлов также надеется, что отношения между поставщиками и ритейлерами станут "более прозрачными" (см. здесь).

Впрочем, для ритейлеров не составит труда обойти ограничения. "Отменили одно — появится другое. Здесь действуют законы рынка, а не чиновничьи задумки,— уверен директор по маркетингу и продажам крупного производителя вина Gerrus Group Кирилл Бутко.— Пока поставщики готовы платить, они будут платить". Можно ожидать, например, появления подконтрольных ритейлерам дистрибуторов, через которых они будут делать закупки. Скидка за объем, единственная разрешенная законодателями, может вырасти в несколько раз. В общем, был бы закон, а лазейка найдется. "Законодательно бороться с бонусами бесполезно — компании всегда найдут способ обойти закон. Куда эффективнее эту проблему разрешил бы рост конкуренции между сетями",— уверен Игорь Николаев.

А вот с конкуренцией как раз проблемы. В законопроекте по инициативе ФАС появилась норма, запрещающая расширять бизнес продуктовым сетям, если их годовой оборот выше 1 млрд руб., а доля в городских округах, Москве и Санкт-Петербурге превышает 25%. Таких сетей в России более 200, выручка крупнейшей из них, X5 Retail Group, в 2008 году составила $8,3 млрд. Исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис (доля его компании в Санкт-Петербурге — 34%) заявил, что новое ограничение может поставить крест на развитии всей сетевой торговли.

По задумке ФАС, эта норма должна способствовать развитию малых сетей. Не тут-то было. "Упаси нас гос-подь от такой помощи. Что я выиграю? Помещения освободятся? Так их и так хватает. У меня другая проблема: закупочные цены от поставщиков на 120 товаров на 11-17% выше, чем розничные в "Ашане". Какие мы конкуренты — у каждого своя ниша",— говорит владелец сети из 14 магазинов "Гастрономчикъ" Дмитрий Потапенко. Он опасается, что "ручное управление" в ритейле обернется более частыми визитами контролирующих органов.

Меж тем доля торговли в российском ВВП по итогам первого квартала 2009 года составила 22,2% (для сравнения: добыча полезных ископаемых принесла стране менее 8% ВВП). "Уже очевидно, что ритейл ждут тяжелые времена. Это ударяет по важнейшему стимулу для развития экономики — потребительскому спросу. Экономика по итогам года упадет не на 2,2%, как прогнозируют власти, а минимум на 10%",— уверен Игорь Николаев. И правда, в июле 2009-го торговля поставила очередной негативный рекорд: ее оборот снизился на 6,5% по сравнению с июлем прошлого года.

Какими бы резонами ни руководствовалось правительство, но созданием все новых препон для крупных игроков остановить падение вряд ли удастся.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments