Тенденция наступления крупных ритейлеров в регионы обозначается все с большей ясностью – конкуренция в городах-милионниках обостряется, и в поисках рынков сбыта сети присматриваются к сравнительно небольшим городам. Региональным властям такая тенденция на руку – бюджеты пополняются за счет налогов от крупных игроков, кроме того, из-за усиливающейся конкуренции местные торговые сети повышают качественный уровень своей работы. В тоже время ряд экспертов сомневается в потенциале некоторых регионов из-за невысокой емкости рынка.

Как рассказал «УралПолит.Ru» коммерческий директор сети магазинов «Купец» Олег Холманских, открывшийся 10 марта в Кургане в торгово-развлекательном центре «КИТ» магазин «Купец» выходит на планируемые обороты – 800 тыс. рублей ежедневно. Олег Холманских считает курганский рынок сбыта достаточно привлекательным, особенно учитывая то, что у магазинов формата «Купца» там практически отсутствует конкуренция. Руководство планирует окупить магазин за пять лет.

Как считает начальник управления развития рыночной инфраструктуры правительства Курганской области Алексей Дудич, в основе привлекательности курганского рынка – отсутствие конкуренции. «Если сравнить курганский и екатеринбургский рынки, то, конечно, мы проигрываем столице Урала в уровне дохода, но в тоже время рынок практически свободен. И наибольший выигрыш получит тот оператор, кто зайдет на него первым. Сейчас у нас многие товары в средней и выше среднего ценовой категории продаются по завышенным ценам из-за отсутствия ассортимента. Приход нового игрока с большим набором услуг позволит урегулировать цены, а также заставит развиваться местные сети».

Отметим, летом 2005 года в Кургане открылся первый «Кировский». Сейчас, не считая «Кировского» и «Купца», потребительский рынок Кургана представлен только местными игроками. Крупнейшими торговой сетями в регионе считаются ООО «Компания «Метрополис» и ООО «Торговая компания «Крым», которая контролирует сеть магазинов «Звездный», «Радуга», «Заря» и Центральный гастроном. «Метрополис» ориентирован на аудиторию с низким достатком, целевая аудитория ТЦ «Звездный» – средний класс.

По данным Управления развития рыночной инфраструктуры, оборот зауральского рынка в 2005 году составил более 28 млрд. рублей, динамика роста по сравнению с 2004 годом – 12 %. Как сообщили в управлении, каждый житель Курганской области в 2005 году потратил на покупку товаров первой необходимости 29 тыс. рублей ,что на 6,5 тыс. рублей больше, чем в 2004 году.

Как считает Алексей Дудич, приход других ритейловых сетей – вопрос времени. «Сейчас мы ведем переговоры с несколькими уральскими операторами, возможно, в скором времени можно будет ждать прихода еще кого-то из игроков. Конкуренция в крупных уральских городах растет, и это заставляет руководство сетей внимательнее присматриваться к регионам. При этом местным игрокам придется всерьез задуматься о развитии, чтобы удержать свою долю рынка – экспансия уральских, российских и даже международных сетей уже не за горами», — считает Алексей Дудич.

Впрочем, с ним не согласен исполнительный директор Союза участников потребительского рынка «Альянс» Алексей Подоляко. По его мнению, специфичность Зауралья – превалирование в экономике сельского хозяйства и оборонной промышленности – создает мало возможностей для развития потребительского рынка: в этих отраслях слишком низкий уровень оплаты труда для необходимого уровня спроса. Впрочем, он утверждает, что в связи с бурным развитием регионов в последнее время делать прогнозы пока рано. «Я думаю, что через полгода или год станет ясно, насколько Курган привлекателен для вхождения других сетей. Причем оценка не займет много времени и сил – для этого достаточно будет посмотреть на очереди у касс и на действия работающих операторов – открывают они дополнительные точки или, наоборот, сворачивают ассортимент», — сказал Алексей Подоляко.

Исполнительный директор «Альянса» полагает, что перспектив для захода на курганский рынок у международных сетей нет – «Кировский» и «Купец» наряду с местными игроками заполнили вакантный объем рынка, а особенности развития российской экономики (в частности, сельского хозяйства) не позволяют надеяться, что спрос вырастет.

Насколько верны прогнозы экспертов и игроков, покажет время. Сейчас можно предположить, что внимание федеральных властей к ряду отраслей (приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса») послужит толчком к развитию дотационных сельскохозяйственных регионов и, следовательно, к увеличению объема потребительских рынков, в том числе в Курганской области.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar