Росстат опубликовал данные о продажах продовольственных товаров. Именно эти цифры станут использовать, чтобы определить какие доли рынка имеют торговые сети в регионах. DP.RU попытался сделать расчет для Петербурга.
Росстат опубликовал данные об объеме всех реализованных продовольственных товаров в разных регионах страны в 2009 году. Именно эти данные будут использоваться для расчета долей, которые занимают на локальных рынках отдельные ретейлеры. Согласно закону "О торговле", если эти доли превышают 25%, сеть не может развиваться на данной территории.
В целом по России оборот розничной торговли, по данным Росстата, составил 6,45 трлн рублей. В Северо-Западном округе он равен 604 млрд, в Петербурге – 246,5 млрд рублей. Для сравнения, в Москве за год было куплено продуктов на 1,14 трлн рублей.
Среди крупнейших торговых сетей, данные о своем обороте в Петербурге за 2009 год представила только "Дикси". Сумма, опубликованная в отчетности компании, равна 15,79 млрд рублей. Таким образом, сеть занимает 6,4% местного рынка.
Крупнейшая в России сеть Х5 раскрывает свой оборот по Северо-Западному региону, он составляет 77,18 млрд рублей. Таким образом, Х5 контролирует 12,8% рынка Северо-Запада.
В прошлом году Антимонопольная служба сообщала, что доля Х5 в Петербурге составляла 30,9%. Однако методика расчета раскрыта не была.
Продажи "Ленты" в 2009 году составили, по данным компании, 55,6 млрд рублей. Из 36 магазинов "Ленты" в Петербурге расположены 14. Если оборот магазинов в разных регионах примерно одинаков, то на Петербург пришлось около 21,6 млрд рублей, что составляет 8,7% рынка.
"ОКей" данных о своем обороте не раскрывает, однако агентству Reuters ранее удалось ознакомиться с документами компании, согласно которым оборот компании в прошлом году составил 67 млрд рублей. По оценке "Инфо-лайн", на Петербург из них пришлось 40 млрд рублей. Это 16,2% местного рынка.
Не раскрывает своих показателей и "Ашан". Известно лишь, что оборот этой компании составил 39,7 млрд евро по всему миру.
Закрытость ретейлеров порождает расхождения в оценках аналитиков. Так, по данным "Бизнес аналитики", доли крупнейших сетей в Петербурге таковы: Х5 – 27%, "ОКей" – 11%, "Лента" – 10%, "Дикси" – 5%, "Ашан" – 4%, Metro – 2%. В Nielsen считают, что Х5, "ОКей", "Лента", "Дикси" и "Ашан" занимают вместе 73% петербургского рынка. В целом же, на долю формата современной торговли (гипер, супермаркеты) приходится порядка 85% продаж в денежном выражении, отмечают в компании.
Между тем, оборот, который заявляют сами ретейлеры, включает в себя не только продовольственные товары. При этом, non-food может достигать в гипермаркетах 45% от общего объема продаж, отмечают в Х5. Крупнейший ретейлер страны рассчитывает, что с учетом этого, его доля на петербургском рынке может оказаться меньше 25%.