Создание общественных (публичных) пространств — проблема, которая не только созрела, но и перезрела. Об этом говорили участники форума «Будущий Петербург» в ноябре. А 15 декабря тема была продолжена на первой встрече нового цикла дискуссий, организованного РБК совместно с Гильдией управляющих и девелоперов: «Общественные пространства Санкт-Петербурга. Экспертиза идей и проектов». Девелоперы, архитекторы, социологи, представители креативных индустрий собрались для того, чтобы предложить модели формирования в городе публичных пространств с учетом существующих объективных ограничений. Непосредственным поводом для разговора стал запуск в торговом комплексе «Гранд Каньон» проекта, сделанного в логике публичного пространства, — территории развития детей и семейного отдыха «Дивный город».

Районы, кварталы

Самое древнее публичное пространство города — площадь. Это место, где проходила вся публичная жизнь — общение, передача важных новостей, вечевые собрания. В современной жизни общественные, то есть отданные в пользование общества, территории играют еще большую роль: они формируют привлекательность и многообразие среды, ради которых люди стремятся в тот или иной город. Качеством «третьих мест» — пространств между домом и работой, специально предназначенных для отдыха, общения, культурного досуга, спорта, развлечений и пр., — города конкурируют между собой. Туристы, студенты, перспективные профессионалы стремятся туда, где больше парков, пешеходных набережных, арт-кварталов — и где в этих публичных местах происходит больше ярких событий. «У петербуржцев есть очень неплохие общественные пространства — они расположены в Финляндии», — отметил в ходе дискуссии архитектор Данияр Юсупов.

Кроме того, и это критически важно для Петербурга, общественные пространства играют решающую роль в развитии городских территорий. Если в центре города по крайней мере существуют Марсово Поле, Дворцовая площадь, Петропавловская крепость, то на окраинах зачастую нет ничего, кроме жилых массивов, поэтому территорией общения и досуга становится пустырь либо подворотня. Можно смело утверждать, что без решения этой проблемы окраинные районы Петербурга превратятся в гетто. Наоборот, через создание современных и разнообразных «третьих мест» можно прийти к формированию полноценных городских кластеров, каждый их которых привлекателен для жизни, работы и развития.

Приятное с полезным

Пока ни федеральные, ни региональные власти этой темой всерьез не озаботились, отмечает советник президента GC Development Group Борис Юшенков. «Единственным агентом изменений в такой ситуации может быть частный капитал, — уверен он. — И наиболее перспективной площадкой для создания общественных пространств являются торговые комплексы». За неимением поблизости интересных мест проведения досуга жители окраин на протяжении последних десятилетий семьями тянулись в торговые комплексы. Поэтому создание общественных территорий при шопинг-моллах может стать естественным трендом. Правда, как отметили участники дискуссии, этот тренд потребует от девелоперов значительных инвестиций и определенного уровня развития сознания.

В Санкт-Петербурге сегодня работают порядка 150 торговых комплексов, однако в подавляющей части из них никакой общественной «нагрузки» изначально не предусмотрено. Одним из немногих, по общему признанию, примеров другого подхода является ТРК «Гранд Каньон». Только что открытая крупнейшая в России территория развития для детей «Дивный город» занимает 21 500 кв. м, из которых меньшая часть отдана магазинам. «Мы изначально ставили цель создать место для семейного отдыха, — комментирует президент GC Development Group Мусса Экзеков. — Мы не просто строили торговый комплекс, мы развиваем территорию, на которой человек мог бы чувствовать себя комфортно».

Заботясь о комфорте посетителя, оператор торгового комплекса задействует эффективный маркетинговый механизм, считает вице-президент, полномочный представитель Гильдии управляющих и девелоперов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Александр Гришин. «Девелоперы начинают понимать, что выстраивая общественное пространство, они создают зону притяжения, вокруг которой можно формировать объекты коммерческого назначения», — рассуждает он.

Городской заказ

Однако, по мнению управляющего партнера NAI BECAR Владимира Андреева, далеко не все девелоперы торговой, офисной и жилой недвижимости имеют достаточно ресурсов, чтобы формировать при своих проектах такие пространства. Поэтому примеры, подобные тому, который продемонстрировала GC Development Group, будут единичными и тренд не сформируют. Как сказал г-н Андреев, решить проблему в масштабе города без участия государства невозможно. О ведущей роли государства говорит и директор компании «Конфидент» Петр Кузнецов. «Инициатива отдельных девелоперов системно картину не изменит, — считает он. — Единственный выход — прямой госзаказ на общественные пространства».

Логика государства сегодня во многом такова, что любые инициативы оно оценивает исключительно с точки зрения их экономической целесообразности. И в отношении публичных пространств такая целесообразность существует. «Во всем мире публичные пространства, как и всякая инфраструктура, создаются ради повышения инвестиционной привлекательности территорий, — рассуждает Владимир Андреев. — Нужно лишь помочь государству увидеть свои коммерческие интересы». Тем более важны частные инициативы, которые продемонстрируют и бизнесу, и государству, что публичные пространства могут создаваться как окупаемый коммерческий проект. Это подтолкнет процесс и станет основой для государственно-частного пространства. В совместных инициативах город сможет опираться на операторов, уже получивших позитивный опыт.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments