Крупнейшие продуктовые ритейлеры страны обратились в Роспотребнадзор, предложив убрать из действующего техрегламента Таможенного союза обязательства по указанию сроков годности для цельных овощей, фруктов, ягод, грибов и зелени. По их словам, в стране нет документа, который бы объяснял, как определить подобные сроки, и пока их устанавливают сами поставщики.

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет крупнейших ритейлеров страны) предлагает не указывать сроки годности овощей, включая картофель, фруктов, включая ягоды, грибов и свежей зелени в документах и на упаковках. Инициировать внесение подобных поправок в технический регламент Таможенного союза о маркировке продуктов сети просят Роспотребнадзор.

Об этом говорится в письме председателя президиума АКОРТ Ильи Ломакина-Румянцева руководителю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) Анне Поповой от 11 мая 2016 года.

Сейчас в соответствии с ч. 4.1 техрегламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011) маркировка всей упакованной пищевой продукции должна содержать информацию о сроке годности. До вступления в силу документа в полном объеме в феврале 2015 года вопрос сроков годности продуктов регламентировался постановлением правительства № 720 от 16.06.1997.

"Например, в постановлении отсутствовала такая группа, как "фрукты, грибы, ягоды, овощи свежие", за исключением овощей свежих мытых или очищенных, упакованных в потребительскую тару, с добавлением или без добавления консервантов", — подчеркивается в письме. А техрегламент подобных исключений не содержит.

Поэтому "пищевая продукция с истекшими сроками годности подлежит изъятию из обращения", в связи с чем торговые сети вынуждены сокращать товарные запасы свежих овощей, фруктов, а также изымать их из реализации даже в том случае, если они сохраняют свои потребительские свойства, но сроки годности их истекли. В дальнейшем эта продукция утилизируется. В АКОРТ не смогли назвать цифры по объемам уничтожения этих продуктов.

В письме АКОРТ также отмечается, что действующая в стране методика обоснования сроков годности не содержит порядка проведения и методологии санитарно-эпидемиологической оценки обоснования сроков годности свежих овощей и фруктов. Поэтому сети предлагают скорректировать техрегламент таким образом: сделать их необязательными для этих категорий.

В пресс-службе Роспотребнадзора подтвердили "Известиям" получение письма АКОРТ на прошлой неделе и сообщили, что "в настоящее время предложение рассматривается".

Ежедневно в более чем 480 "Перекрестках", по данным компании, продается более 350 т овощей и 306 т фруктов.

Гендиректор "Седьмого континента" (не входит в АКОРТ) Александр Агеенков уточняет, что сегодня сроки годности овощей, фруктов, грибов и зелени установлены в документах поставщиков.

— У нас не такие большие объемы продукции и география присутствия меньше, поэтому мы успеваем продавать этот товар до истечения сроков годности, — сообщил он.

Президент Национального союза производителей овощей Сергей Королев говорит, что срок годности у свежих неупакованных овощей, фруктов — "пока не сгнило", никаких других официальных технологий определения этого параметра нет. В случае упакованных продуктов ситуация другая.

— Производители оборудования упаковки для товаров дают гарантию, что в течение 10–15 дней продукция не испортится, — рассказал Сергей Королев, отметив, что это не спасает от проблем.

— Действующие СанПиНы разрешают хранить свежую продукцию в течение шести часов после того, как она порезана, никаких уточнений про вакуумную упаковку нет, — добавил он.

В итоге производители сталкиваются с проблемами как во взаимоотношениях с Роспотребнадзором, так и Россельхознадзором.

Россельхознадзор не предоставил комментарий "Известиям".

Союз уже обращал внимание замминистра сельского хозяйства Сергея Левина на необходимость корректировки этого техрегламента в конце 2015 года. В России уже "действуют государственные и отраслевые стандарты, определяющие рекомендуемые сроки хранения, что применительно к продукции растениеводства, плодов, овощей, корнеплодов более правомерно", — говорится в его обращении. "Корреляция между снижением потребительских качеств и пищевой безопасностью продукции отсутствует", — уточнялось в письме.

По словам Сергея Королева, пока Минсельхоз не отреагировал на предложения союза.

В Минсельхозе "Известиям" заявили, что сегодня "сроки годности по всем видам товара продукции определяются производителем исходя из условий хранения того или иного продукта". При этом в ведомстве подчеркнули, что не поддерживает идею об отмене сроков хранения.

Юрист Общества защиты прав потребителей Сергей Емельянов рассказал "Известиям", что проблем у них с подобными товарами никогда не возникало, потому что свежесть овощей и фруктов видна невооруженным глазом.

— Никто и не жаловался даже, — отметил он.

— Сети просят поставщиков указывать сроки годности в документах, поставщики идут им навстречу, иногда пишут — неограниченный, — рассказала гендиректор агентства Fruitnews Ирина Козий.

— Возможности указать точный срок хранения сегодня нет, этот параметр зависит от многих переменных — способа хранения, предварительной обработки, сорта и т.д., — отметила она.

По данным Fruitnews по итогам 2015 года, объем рынка свежей продукции в России (отечественной и импортированной) составляет около 16,27 млн т, из них на овощи и грибы пришлось 6,1 млн т, на фрукты — 5,5 млн, картофель — 4,65 млн т, бахчевые — 0,57 млн т. В 2014 году объем составил 16,68 млн т.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments