Совет призвал отменить данную меру или, по крайней мере, отложить ее введение до конца года, чтобы дать время компетентным органам для рассмотрения вопроса и достижения приемлемого решения, говорится в сообщении Европейской экономической комиссии ООН. Ранее ФТС планировала ввести изменения с 14 августа, однако срок был отложен на месяц. Но "месяца не может быть достаточно для разрешения ситуации, чтобы она стала приемлемой для всех заинтересованных сторон. Кризис в функционировании системы TIR вызывает очень серьезные опасения относительно его влияния на международную торговлю и транспортное сообщение", – заявили в ЕС.

TIR является глобальной таможенной транзитной системой. В рамках процедуры МДП груз тщательно проверяется на выезде за границу и затем опечатывается. Таможенники транзитных территорий осматривают лишь пломбы и внешнее состояние грузового отделения, что ускоряет процесс проверки и снижает финансовые и временные затраты выполнения таможенных процедур. Использование книжек МДП как таможенного документа повышает точность передачи данных между таможенными администрациями. При этом национальное объединение гарантирует оплату таких пошлин и налогов как в отношении национальных, так и в отношении иностранных перевозчиков, осуществляющих транспортные операции с применением книжек МДП, выданных ими самими или подобными объединениями другого государства. Однако до настоящего времени остается неурегулированным вопрос исполнения Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), которая и является гарантом оплаты пошлин в РФ, своих обязательств перед ФТС.

ФТС уже уведомила АСМАП о расторжении с 1 декабря 2013 года соглашения о сотрудничестве. "Столкнувшись с непрозрачной схемой работы и закрытостью российской структуры, осуществляющей функции национального гарантийного объединения, от контроля со стороны государственного органа в рамках соглашения, ФТС России полагала бы целесообразным проведение контроля и финансового аудита деятельности АСМАП как национального гарантийного объединения, в том числе его финансовых взаимоотношений с зарубежными организациями", – отметили в ФТС, подчеркнув, что речь идет не о международном договоре – Конвенции МДП 1975 года, а о взаимодействии федерального органа исполнительной власти и российской структуры, являющейся гарантийным объединением. Эти отношения являются договорными и определяются двусторонним соглашением.

Основной причиной решения ФТС стало то, что АСМАП накопила огромный долг за счет увеличения количества таможенных требований. Более того: как заявили таможенники, по состоянию на 1 июня 2013 года сумма задолженности, образовавшейся в связи с нарушением процедуры МДП, превышает 20 млрд рублей и составляет 41% от общей суммы задолженности участников внешнеэкономической деятельности перед таможенными органами. Сохраняется тенденция к увеличению такой задолженности и в последние годы: за 2010 год она составила 7,3 млн рублей, за 2011 – 13,6 млн рублей, за 2012 – 16,6 млн рублей, за 5 месяцев 2013 года – 10,1 млн рублей. Недоставка товаров, перемещаемых с использованием книжек МДП, неисполнение АСМАП взятых на себя обязательств по оплате платежей продолжают наносить ущерб федеральному бюджету, отметили в ФТС.

Впрочем, сама ассоциация "не может согласиться с изложенной ФТС аргументацией и предлагаемыми условиями выполнения перевозок по книжкам МДП", сообщили в АСМАП. Реальное положение дел с претензиями таможенных органов, таково: по состоянию на 1 июля с.г. ФТС России в 2010-2013г.г. направила в АСМАП 105 требований об уплате таможенных платежей на сумму 92,3 млн руб. из оформленных на территории России почти 5 млн книжек МДП. В качестве обеспечения платежей по указанным перевозкам были предоставлены гарантии на сумму около 12,5 трлн руб.

АСМАП – организация суверенная, которая отчитывается перед органами власти только в тех объемах, которые предусмотрены действующим законодательством, указывает эксперт проект "Общественная Дума" Алексей Борисов. Требовать от нее большей открытости было бы некорректно, поскольку законодательство ее деятельность не нарушает. Ни один нормативный акт или договор не принуждает ассоциацию раскрывать дополнительную информацию перед таможенниками. Поэтому главное в отношениях между ФТС и АСМАП — это только задолженность ассоциации. Таможне нужна информация о деятельности организации, а погашение долга и обеспечение пополнения казны РФ — не более.

Кто прав, кто виноват – предстоит разобраться. Между тем, ФТС намерена в короткие сроки и без предварительной консультации с другими договаривающимися сторонами, как того требует конвенция, ввести дополнительные государственные гарантии при перевозках грузов через таможенную территорию России. Это, уверены в Европейской экономической комиссии ООН, де-факто означает непризнание конвенции TIR таможенными органами России. И если ситуация не будет разрешена, это неизбежно ухудшит внешнюю торговлю через Россию, а также приведет к огромным задержкам и очередям на границах.

И, как полагают в ЕС, это будет иметь серьезные экономические последствия для перевозок грузов через территорию РФ. В наибольшей степени это касается Украины, Польши, Литвы, Болгарии, Молдовы, Румынии и Турции. Не имеющие выхода к морю страны Центральной Азии будут уязвимы из-за потерь в торговле. Каждый год российские транспортные компании осуществляют около 700 тыс. транспортных операций МДП в других странах, присоединившихся к концепции TIR, а около 1,5 млн операций МДП происходит в РФ. Исполнительный комитет не исключает, что страны-члены конвенции могут подать иски к России из-за решения ФТС или ввести ответные меры против российских поставщиков.

Таможенники России начали переход на TIR в рамках интеграции в международную экономику, напоминает советник председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Алексей Онищенко. Предельная простота в движении товаров через границы государств — это одно из основных требований, предъявляемых ВТО к своим участникам. Переход на TIR был условием участия России в этой организации, поэтому и была инициирована процедура использования книжек МДП. Кроме того, система вводилась с учетом планов строительства автомагистрали “Западный Китай — Западная Европа”, который еще называют “новым шелковым путем”. Эта дорога позволит увеличить пропускную способность российского участка на пути движения товаров из промышленного Китая к европейским потребителям. Для обеспечения этого необходимы и простые таможенные процедуры. Но в силу их непрозрачности для ФТС у компаний есть возможность минимизировать таможенные затраты, избегая при этом бюрократизированных российских процедур.

Нашим таможенникам TIR не нужна, равно как и любая либерализация в сфере государственного контроля за движением товаров через границу, полагает эксперт. Без национальной гарантии осуществления таможенных платежей у российского бюджета нет уверенности в том, что казна будет пополняться за счет пошлин. Упразднение TIR в России означает возврат всех перевозчиков и предпринимателей к старому длительному порядку таможенного оформления входящих грузов. Учитывая планы российского правительства на активное участие в строительстве автобана из Китая в Европу, откат к старым процедурам был бы нежелателен. Но с другой стороны, затраты России на строительство автодорог могут и не окупиться, если компании будут избегать таможенных платежей из-за либеральной системы TIR.

Так или иначе, но надо понимать, указывает Иван Соловьев, д.ю.н., заслуженный юрист РФ, что одна из основных обязанностей ФТС – обеспечивать денежные поступления в бюджет нашей страны с помощью выполнения ряда таможенных процедур. И если средств для выполнения обязательств перед бюджетом РФ не хватает, таможенная служба ищет новые более эффективные методы, новых партнеров. В данном случае есть надежда, что ситуация урегулируется безболезненно для обеих сторон. Решение этого вопроса зависит от лоббистских способностей бизнеса и желания властей сделать более благоприятный инвестиционный климат в стране, считает аналитик ИФК "Солид" Гульназ Галиева. Нельзя исключать того, что таможня смягчит свои требования, иначе потери бизнеса составят десятки миллиардов рублей, учитывая как простои на таможне, так и недополученную прибыль компаний, не говоря уже об ухудшении имиджа России после этой истории и торгового конфликта с Украиной.

Что же касается международных санкций, то, напоминает ведущий юрист аудиторско-консалтинговой группы "Градиент Альфа" Ирина Кобзева, использование TIR предусмотрено Таможенной конвенцией ООН от 1975 года, которую Россия подписала в числе других 68 стран. Так что вполне возможно, что по отношению к РФ также будут введены меры, которые затруднят экспорт товаров, более того: есть хоть и малая, но вероятность того, что Россию могут исключить из членов Таможенной конвенции.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments