Московское ОАО "Железнодорожная торговая компания" займется организацией торговли в пригородных поездах Петербурга. У местных производителей выпечки и мороженого может появиться новый рынок сбыта.
Сейчас на всех направлениях петербургских пригородных электричек работает всего 50 продавцов, подконтрольных "дочке" РЖД — ОАО "Железнодорожная торговая компания" (ЖТК). При этом нелегально там же работает более 500 "коробейников". По оценкам экспертов, каждый продавец реализует продукцию в среднем на 6 тыс. рублей в день, получается, что оборот этого рынка составляет около 3,3 млн рублей в день. Для сравнения: в сутки один магазин торговой сети "Пятерочка" зарабатывает от 300 тыс. до 1 млн рублей, а крупные гипермаркеты сети "О’Кей" — 8-10 млн рублей. При этом если общий пассажиропоток на пригородных электричках региона составляет 300 тыс. человек в день, то гипермаркет посещает 10-15 тыс. покупателей.
Сейчас ЖТК решила кардинально изменить ситуацию и получить контроль над перспективным рынком за счет внедрения московского опыта. Для этого было решено передать контроль над петербургским рынком московскому филиалу ЖТК. Как рассказали в главном офисе компании, сейчас договор между московским филиалом ЖТК и ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (СЗППК), в котором 75% + 1 акция принадлежит РЖД, а оставшаяся часть — администрации Петербурга, находится на стадии подписания. Такое решение было принято после того, как москвичи за год сократили число нелегальных продавцов в пригородных электричках почти вдвое.
Как рассказали в ЖТК, добиться таких результатов удалось за счет того, что 65% нелегальных "коробейников" были приняты на работу в компанию, прошли обучение, получили санитарные книжки и форму. Кроме того, чтобы вытеснить нелегальных продавцов, небольшие силы ЖТК вначале сосредоточили на одном, самом популярном маршруте и работали там до тех пор, пока не добились полной победы над нелегалами. Затем, постепенно увеличивая штат, ЖТК отвоевывала и другие маршруты. Сейчас на пяти направлениях пригородных поездов работает 200 продавцов ЖТК. В перспективе этот опыт планируется внедрить во всех регионах страны.
Петербургский филиал ЖТК вышел на рынок торговли в пригородных электричках еще в 2009 году, однако, как рассказали в самой компании, официальные продавцы были распределены между всеми маршрутами и затерялись в толпе нелегалов. Не помогли даже совместные рейды с сотрудниками органов правопорядка, которые проводятся на разных маршрутах 2 раза в неделю. По данным Управления на транспорте МВД России по СЗФО, в 2011 году по итогам таких проверок было составлено 500 протоколов об административных правонарушениях. С 2011 года СЗППК работает в восьми субъектах Федерации: Петербурге, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Вологодской, Тверской и Мурманской области, Республике Карелии. Однако более 95% пассажиров приходится на Петербургский узел, где по объемам перевозок лидируют Финляндское (27,9%), Балтийское (24,4%) и Витебское (22,1%) направления. На них в первую очередь ЖТК и начнет бороться с "коробейниками".
Как рассказали в СЗППК, сейчас легальные "коробейники" работают только на двух самых востребованных направлениях — Финляндском и Балтийском. При этом в компании усомнились, что приход новых людей кардинально изменит ситуацию, ведь организация торговли в электричках, которые курсируют в Ленобласти, менее выгодна, чем в Московской области, поскольку пассажиропоток здесь меньше. В Северо-Западном регионе курсирует около 350 пар пригородных поездов, которые перевозят в сутки 300 тыс. человек, а в Центральном федеральном округе — около 1200 пар, они перевозят более 700 тыс. человек.
Традиционно пригородные пассажирские перевозки считаются убыточными, выпадающие доходы РЖД компенсирует государство. По итогам 2011 года СЗППК удалось получить прибыль в размере 33,8 млн рублей за счет того, что РЖД увеличили тарифы на перевозку. Для сравнения: в 2010 году убытки СЗППК составили 2,2 млрд рублей. Покрыть часть убытков железной дороги мог бы доход от торговли в электричках. Однако при этом вряд ли РЖД откажутся от компенсаций из бюджета.
Приход легальных продавцов в пригородные электрички способствует созданию нового рынка сбыта для производителей печатной продукции, напитков, выпечки и мороженого.
Не исключено, что ЖТК использует опыт торговли в аэроэкспрессах и поездах дальнего следования и начнет выпуск собственной продукции под брендом РЖД на базе собственных или привлеченных производственных мощностей.
Однако аналитики в успешность подобных проектов не верят. По словам издателя журнала индустрии общественного питания "Фудсервис инфо" Владислава Ларионова, примеров подобной торговли в европейских странах нет: "Каждый должен заниматься своим делом, и железная дорога должна заниматься перевозками. Продажа продуктов питания под брендом РЖД в электричках, не оборудованных туалетами, выглядит крайне сомнительно".
Уже сегодня, по оценкам петербургского филиала ЖТК, за день каждый сотрудник компании продает в пригородных электричках продукты питания (вода, соки, мороженое, хлебобулочные изделия, шоколад) общей стоимостью 5-6 тыс. рублей и промышленные товары (газеты, ручки, сетки от комаров, пластыри) общей стоимостью 6-7 тыс. рублей. Компания сотрудничала с такими производителями, как Хладокомбинат №1, "Талосто", "Хлебный дом" и дистрибьюторами продукции компаний "Вимм-Биль-Данн", Nestle, Pepsi.
Александр Зорин, исполнительный директор Союза предприятий пищевой промышленности, заявил, что производители могут поставить более 100 видов продукции для продажи в пригородных электричках. Исключить придется только алкоголь и табачную продукцию. "С точки зрения санитарно-эпидемиологических норм здесь нет никаких сложностей: вся продукция продается в герметичной упаковке", — считает он.