Новый закон «О торговле» вступил в силу больше месяца назад, а ритейлеры уже придумывают способы, как обходить заложенные в нем ограничения. Как стало известно РБК daily, крупные торговые сети не хотят довольствоваться 10-процентным бонусом от поставщиков, прописанным в документе, и ухитряются, как и прежде, получать до 30—50%. Ритейлеры вынуждают поставщиков снижать закупочную цену товара и заключать договоры на дополнительные услуги, что в результате дает сетям прежние прибыли.
После принятия торгового закона ритейлеры начали приводить бонусы «в порядок», рассказал РБК daily один из поставщиков бакалейной продукции, работающий с Metro Cash & Carry, «Ашаном», X5 Retail Group и «Магнитом». По его словам, сети, не желая получать законный бонус в 10%, добирают доходность за счет коррекции закупочной цены. «Принимать протокол согласования цены ритейлеры будут только после того, как мы снизим стоимость продукции», — отмечает поставщик.
По словам собеседника РБК daily, договоренность о снижении закупочной цены есть с Х5. В результате общий бонус компании от поставщика составит 30%, добавляет он. В X5 признают наличие компенсации своих потерь из-за новых ограничений за счет поставщиков. «Мы не можем допустить роста цен для наших покупателей. Поэтому будем компенсировать потери, вызванные запретом брать бонусы с поставщиков, за счет снижения закупочных цен», — объясняет руководитель отдела по связям с общественностью компании Максим Трапезников.
Другой вариант восполнения своих потерь нашла Metro Cash & Carry, продолжают представители компаний-поставщиков. По их словам, немецкий ритейлер предлагает заключать договоры на оказание маркетинговых услуг. «После заключения такого договора сеть должна предоставлять акт выполненных работ — «подложку». На основе этого акта мы можем отчитываться в налоговой, на что конкретно тратились наши деньги. От Metro мы таких «подложек» не получали и не представляем, что можно подать налоговикам вместо них», — рассказывает поставщик. По его словам, в сумме на снижении закупочной цены и договорах на рекламу Metro получает бонус в 50%.
При этом в Metro Cash & Carry говорят, что оказание маркетинговых услуг сетью не является обязательным для поставщиков. «Обязательные запрещаются законом, — поясняет руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям компании Оксана Токарева. — Это добровольная история». Она добавляет, что подобные взаимоотношения «были всегда». «Мы ничего нового не вводим», — отмечает г-жа Токарева.
Помимо снижения закупочной цены и заключения рекламных договоров ритейлеры пытаются компенсировать свои издержки за счет товаров, не подпадающих под закон «О торговле». По словам партнера Retail Training Group Елены Комковой, параллельно торговые сети повышают бонусы на непродовольственные товары, чтобы компенсировать свои потери на продуктовых товарах. Та же Metro в этом году повысила бонусы в непродовольственной категории более чем до 50%, знает г-жа Комкова. «Бонус — живые деньги, — говорит собеседница РБК daily. — А вот со скидкой, которая заложена в закупочной цене, дело обстоит сложнее: товар надо продать и с помощью наценки вернуть деньги. Никто не дает вам гарантию, что вы стопроцентно получите доходность, а бонус вы уже получили».
По мнению экспертов, в результате попыток торговых сетей вернуть то, что у них отняли законом, могут подняться цены на хозяйственные товары и мелкую бытовую технику. «Норма прибыли должна выполняться, поэтому ритейлеры могут отыгрываться на непродовольственных товарах», — считает г-жа Комкова.
«Мы не добираем бонусы, которые не получаем от продовольственных ритейлеров, непродовольственным ритейлом, не пытаемся компенсировать одно другим», — спорит г-жа Токарева. Она отмечает, что условия договоров обсуждаются каждый год и это не связано с нормами закона «О торговле». «Ежегодно проводятся переговоры по обсуждению условий поставки. Они могут быть выше, могут быть ниже», — добавляет г‑жа Токарева.