Торговая площадка гиганта Alibaba Tmall Global начала активно продавать российские товары в Китае. Как рассказал гендиректор Alibaba Group в России Марк Завадский, запланировано расширение функционала Tmall, которое позволит резко упростить и улучшить работу с ней российским продавцам. Это особенно актуально при том, что российский рынок за год упал на 9%, а китайская розничная торговля выросла на 10%. Возможность расширить географию сбыта на огромный быстрорастущий китайский рынок может стать стратегией спасения для многих российских ретейлеров, страдающих из-за падения оборотов.
Посещаемость сайта Tmall.com в августе 2015 г. превысила 174,5 млн визитов, средняя глубина просмотров — 11,7 страниц за визит. По данным сервиса Similarweb, это пятый по популярности сайт в Китае и четвертый в мире торговый сервис (первый, Amazon.com, собрал в августе 1,1 млрд визитов). Для сравнения, у аналогичного российского сервиса market.yandex.ru в августе было 54 млн визитов. Из интернет-магазинов лучшие показатели у DNS-shop.ru — 14,9 млн визитов, у Ozon.ru — 14,1 млн визитов, у Ulmart.ru — 13,3 млн визитов.
В июне 2015 г. Tmall Global (проект Alibaba) запустил 11 отдельных национальных "подсайтов" для зарубежных ретейлеров, желающих торговать в Китае. Сразу же о начале сотрудничества с Tmall Global заявила российская торговая сеть "АБК", которая с 1 сентября начала продавать товары бакалейной группы в Китае, с планом выйти на оборот в $60 млн. Условия соглашения подразумевают, что компания сможет производить и доставлять товары из России напрямую в Китай, в том числе от сторонних отечественных компаний.
Руководитель европейского подразделения Tmall Global Шаоминг Янг ранее сообщал, что площадка ищет в России интернет-магазины для поставки в Китай продуктов питания и косметики. В первую очередь речь идет о сгущенке, варенье, сушках, пряниках. Холдинг "Объединенные кондитеры" через Tmall Global планирует продвигать на китайский рынок продукцию торговых марок "Аленка", "Коровка" и "Вдохновение". Они уже продаются на площадке.
Комиссия с оборота "АБК" на Tmall Global составит "несколько процентов", сообщал Марк Завадский. По данным с самого Tmall, плата за пользование сервисом складывается из ежегодного платежа в $5 тыс. или $10 тыс. (в зависимости от категории продаваемого товара) и процента с каждой транзакции — от 0,5% за ресторанные купоны до 5% за одежду, категорию FMCG и прочее. Кроме того, необходимо внести залог в $25 тыс.
Наталья Антохина, руководитель отдела маркетинга торговой сети "АБК", рассказала Retailer.RU, что компания сейчас налаживает бизнес-процессы относительно работы с Tmall Global. От подробных комментариев топ-менеджер отказалась, объясняя это тем, что какие-то выводы до декабря делать преждевременно.
Если заглянуть в раздел российских товаров на Tmall Global, там сейчас широко представлены морепродукты, алкогольная продукция, браслеты из камня, кондитерские изделия. Также Tmall Global ведет переговоры и с производителем минеральной воды "Нарзан", и дистрибьютором продуктов питания "Мистраль". Как рассказали представители компании "Нарзан", отношения с Tmall Global сейчас в состоянии паузы, причины не называются.
Директор "Российской алкогольной ассоциации в Китае" Виталий Васенин, поставляющей в Китай российский алкоголь (водка, шампанское, вино), рассказал, что доволен сотрудничеством с Tmall Global. По его словам, открытие магазина на этой площадке ему обошлось в 150 тыс. юаней (курс юаня, установленный ЦБ РФ на 1 октября 2015 г., — 10,3 руб.), это залог. Если продавец получает прибыль больше 600 тыс. юаней, то ему предоставляется скидка в 30 тыс. юаней. Однако, на Tmall Global больше алкогольных магазинов уже не появится, полагает Виталий Васенин: площадка приостановила открытие новых магазинов из-за переизбытка представителей этого направления на сайте. Популярностью у китайцев пользуется красное вино, за этот сегмент российские товары активно борются с французами, итальянцами и испанцами.
Другой российский игрок, группа "Ладога", экспортирует свою продукцию в Китай с 2012 г., однако, как отмечают в компании, в этом году интерес к русской водке существенно вырос — было отгружено 17 400 бутылок водки под брендами "Царская Золотая", "Царская Оригинальная" и "Зверь".
Как поясняет директор по развитию группы "Ладога" Руслан Григорьев, рынки, на которых работает дистрибьютор, — это, в первую очередь, Пекин, Тяньцзинь и северные регионы Китая. "Кроме стандартных направлений (магазины, рестораны) в северной части Китая активно развивается "русский туризм". Для местных туристов сооружают "российские" тематические достопримечательности, привозят российских артистов и, конечно, активно продают российские и псевдороссийские сувениры. Наш китайский дистрибьютор сейчас максимально развивает это направление и даже сделал специальную упаковку для нашей продукции", — говорит Руслан Григорьев.
Как известно, Китай привлекают редкие российские товары. Например, драгоценные камни и меха. Как поясняет представитель интернет-магазина Amberland, при всем интересе китайцев к российскому янтарю, экспорт этого камня за границу чрезвычайно сложен, законодательно не прописан механизм вывоза янтаря, и, не нарушая правила, это сделать в принципе невозможно. Как нам рассказали представители торговой сети "Снежная королева", планов развития отношений с Китаем у компании нет, ретейлер не экспортирует ни товары, ни сырье для ретейла или производства в Китае.