Розничные сети не смогут требовать с российских производителей более чем 10%-ную премию за объем — такая норма содержится в новых правительственных поправках к законопроекту о торговле. Поскольку на иностранных поставщиков ограничение не распространяется, торговцы предпочтут торговать импортом, предупреждают участники рынка
В поправках, которые правительство вчера внесло в Госдуму ко второму чтению законопроекта о торговле (копия документа есть у «Ведомостей»), ритейлеров ждет новый сюрприз: вводится ограничение премий, выплачиваемых за «приобретение у поставщика определенного количества продовольственных товаров». Это обычная практика: продав оговоренный заранее объем товара, сеть требует у поставщика премию (или скидку на новые партии товара). По итогам совещания у первого вице-премьера Виктора Зубкова, где обсуждались поправки, было решено, что для товаров, произведенных в России, премия за объем не может превышать 10%, а для «социально значимых» она не допускается в принципе (правительство в случае необходимости может составить список таких товаров и ограничить на них цену на три месяца). А вот при покупке товаров, произведенных не на территории России, таких ограничений для сетей не предусмотрено.
Заботясь о защите интересов российских производителей, авторы поправок фактически создают условия, в которых иностранные компании получают преимущество, считает главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис: работать с их продукцией ритейлерам будет выгоднее. Идею полной отмены премии за объем по социально значимым товарам он называет абсурдной: «Чем большую объемную скидку ритейлер получает от поставщика, тем дешевле эта продукция в магазинах». «Хотели как лучше, получилось как всегда», — цитирует Виктора Черномырдина совладелец «Виктории» Николай Власенко: поправка усложнит продвижение российской высокомаржинальной продукции и новинок и упростит вход на российский рынок продукции из стран ближнего зарубежья, предупреждает он.
По словам Власенко, 10% — это средневзвешенная премия по рынку. Хасис добавляет, что скидки на объем достигают 15-20%.
Сейчас поставщики алкоголя платят ритейлерам премии в 5-15%, рассуждает директор по производству группы «Русский алкоголь» Кайрат Жангозин, но если после запрета сетям будет невыгодно работать с определенной продукцией, то поставщикам придется искать обходные схемы, предупреждает он.
Новому ограничению поставщики тоже не рады. Нельзя принимать разные правила игры для российских и иностранных производителей, недоволен председатель совета директоров «Вимм-билль-данна» Давид Якобашвили: «Все должны быть в одной лодке — нужно либо отменить ограничение на премии, либо ввести его для всех». Иначе сетям российская продукция станет неинтересна, они переориентируются на иностранную, объясняет он. По словам Якобашвили, его компания готовит письмо к правительству с просьбой изменить решение по премиям.
Опасения участников рынка преувеличены, считает чиновник правительства, участвовавший в согласовании поправок. Снижение премий до 10% не сделает отечественные товары менее интересными для ритейлеров, так как размер оптовой скидки не является определяющим фактором хороших продаж марки в магазинах, полагает Андрей Гуров, гендиректор компании «Инфолинк» (производитель и дистрибутор макаронных изделий).
Законопроект будет дополнен предложенными правительством поправками, говорит зампред комитета по экономполитике Госдумы (руководит рабочей группой по подготовке закона) Андрей Голушко, после чего он будет направлен на согласование в администрацию президента. Депутаты попросят правительство скорректировать эту норму, обещает один из членов рабочей группы.
По словам Голушко, комитет по экономполитике будет рассматривать законопроект не раньше конца следующей недели.
Что еще ограничат
Правительственные поправки запрещают сети открывать новые магазины, если она контролирует более 25% рынка в денежном выражении в регионе (с 1 января 2010 г.) или внутри муниципального образования (с 1 июля 2010 г.).