Малый бизнес при работе с крупными предприятиями в Челябинской области сталкивается со множеством проблем. Это касается как госзакупок, так и взаимодействия с частными компаниями. Но даже в случае успешного заключения контракта предприниматели зачастую оказываются в сложной ситуации, поскольку крупные игроки затягивают сроки оплаты. О том, как помочь сторонам наладить сотрудничество, рассказал председатель совета Челябинского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Артем Артемьев.
— Как обстоит, по вашему мнению, в Челябинской области ситуация в части работы малого бизнеса с крупным?
— Если взять ритейл, сети сейчас доминируют на рынке, и доминирование усиливается. Диспропорция видна. В результате мы имеем не только замещение мелких магазинов крупными, но и уход с рынка многих местных производителей продуктов питания. На полки сетевых магазинов они пробиться не могут, продажи через небольшие магазины, которые были их старыми партнерами, падают. Местные производители теряют рынок, сворачивают производство. Здесь мы видим негативную тенденцию: в торговле крупный бизнес с малым взаимодействует пока плохо. Еще один аспект для производителей продуктов питания — работа с государством через закупки, где также есть конкуренция с крупными производителями. У челябинской "Опоры России" есть негативный пример в одном из районов Челябинской области, когда крупный поставщик использовал административное давление, чтобы администрация района с помощью определенных процедур отодвинула производителя от поставки продуктов питания в образовательные учреждения. Сейчас мы будем решать этот вопрос.
— Какие пути решения таких проблем вы видите?
— Привлечение к таким фактам внимания соответствующих органов, чтобы конкуренция была честной. Давление на малый бизнес не должно оказываться. Все должны быть в равных условиях, крупный бизнес не может пользоваться своим административным весом.
— А в производстве какая ситуация?
— Приведу пример: в одном из муниципалитетов опросили 20 с лишним предприятий малого бизнеса на предмет сотрудничества с местным градообразующим предприятием. Выяснилось, что только четыре работало, остальные хотели бы, но не могут. А это градообразующее предприятие! Есть примеры, когда буквально за забором у крупного предприятия производитель необходимой продукции, но продукцию закупают на стороне. Мы понимаем, что в рамках крупного бизнеса во главу угла могут ставиться чьи-то частные интересы. Что "Опора России" собирается с этим делать? На лето запланирован ряд встреч по региону, будем усаживать за один стол малый бизнес и крупный. Надо понять позиции сторон, почему в каждом конкретном случае не сотрудничают местные крупный и малый бизнес. Претензии малого бизнеса мы слышим. А вот что имеет сказать крупный бизнес? Порой, его может не устраивать качество, к продукции предъявляются какие-то дополнительные требования, которые производитель не может выполнить. Надо понимать, что у крупного предприятия риски выше, оно не готово рисковать даже с учетом более низкой цены товара.
— С какими проблемами малый бизнес сталкивается при работе с крупными партнерами?
— "Задвигание" в торгах, когда условия прописываются под конкурентного производителя, задержки с платежами. Когда малый бизнес работает с государством, зачастую ему очень долго приходится ждать денег, порой до полугода, несмотря на условия, прописанные в договоре. То же касается частного крупного бизнеса. Иначе говоря, малый бизнес выдает им коммерческий кредит. "Опора России" направила в минэконом РФ письмо о том, что сроки оплаты по контрактам не должны превышать 30 дней с момента подписания документа о приемке. Также мы предложили внести в новый КоАП персональную ответственность руководителя предприятия за неисполнение таких обязательств — штрафы и дисквалификацию заказчиков. Меры ответственности должны быть равнозначными. Если предприниматель не поставил в срок продукцию, он платит штраф. А если поставку вовремя не оплатили, никаких санкций не предусмотрено. Надо понимать, что малый бизнес в суд не пойдет, потому что понимает, что в этом случае ничего не поставит больше на это предприятие. Поэтому необходимы изменения в закон.
— Тогда как работать малому бизнесу в условиях кризиса?
— "Опора России" проводила в январе исследование, согласно которому меньше проблем у тех предприятий, которые работают на конечного потребителя. Они выводят продукт на свободный рынок, работают с большим количеством покупателей. Среди таких компаний на четверть больше тех, кто не ощутил падение спроса, по сравнению с малым бизнесом, работающим с одним поставщиком. Ответ очевиден — малому бизнесу нужно ослаблять зависимость от одного крупного покупателя.
— Сейчас у предприятий малого бизнеса есть возможность ослабить эту зависимость?
— Да, сейчас благоприятная для этого ситуация. Если мы говорим про конъюнктуру на рынке, то курс на импортозамещение и подорожание импортных товаров способствует тому, чтобы покупали отечественное. Но это связано с другой проблемой: не хватает средств для диверсификации производства. Если смотреть ситуацию в региональном разрезе, крупные предприятия мало готовы рисковать, предпочитая работать с проверенными поставщиками из других регионов. Но для экономики региона стратегически важно, чтобы деньги по максимуму оставались в субъекте в виде налогов крупного предприятия и малого бизнеса, сотрудничающего с ним, и заработной платы работников этих предприятий. Каждый рубль, который в любой форме уходит из региона, — это рубль, не вложенный в экономику Челябинской области, это потерянные нами возможности.
— Есть ли проблемы у малых предприятий в рамках тренда на импортозамещение?
— Конечно. На первом месте — высокая стоимость освоения новых технологий. Малые предприятия испытывают более острую нехватку финансирования, чем крупные. Об этой проблеме заявили 45% опрошенных предприятий. Второе место — недостаток квалифицированных кадров. Также в ходе опроса мы выявили следующую тенденцию: компании до двухсот человек в меньшей степени готовы развивать новые технологии, чем более крупные предприятия. Различие резкое. Кроме того, больше компаний считают, что из-за снижения курса рубля их положение скорее ухудшилось, чем улучшилось. При этом компании задумываются не только об импортозамещении, но и об экспорте. Таких — 26% опрошенных. Из тех, кто уже экспортирует, 11% сообщили, что привлекательность экспорта для них увеличилась.