Плохие и очень плохие новости, которые мы узнали на прошлой неделе, с комментариями главы Центра исследований потребительского рынка Даниила Сомова.
Ой, здесь мне есть что сказать, так как динамика рынка розничной торговли — это наш главный отраслевой макроиндикатор (один из шести, которые строят в Центре исследований потребительского рынка ежемесячно). Да, и тут есть и хорошие, и плохие новости. Давайте вничью 1:1 сыграем, скажу одну плохую, и одну хорошую.
Плохая новость: теперь ясно, что в декабре мы поставим новый абсолютный рекорд по темпу падения потребления, а в следующем году боюсь на картинках индикаторов ЦИПРа придется пририсовывать 2010 год, дабы оценить на каком уровне будут находиться розничные продажи. В этом году ниже уровня 2011 года не падали ни разу.
Хорошее же то, что у нас есть в стране Министерство экономического развития, которое в январе 2016 даст нам очень точный прогноз потребления по итогам 2016 года, из которого мы вычтем политическую составляющую в 1-2%, и далее будем принимать управленческие решения исходя из этой информации. Министерство есть, экономического развития нет, но очень хорошо считают: вопрос весь в размере минуса 2016.
На новогодние продажи концептуально вы уже повлиять никак не можете, так что терпеливо ждем января.
Цифры большие и неприятные, но по году, к счастью, никаких резких скачков показателя нет, и на том спасибо. И если смотреть на структуру занятости населения в некоторых развитых экономиках, то фактором для улучшения российского показателя должна стать отрасль "услуги населению" — это все возможные виды платных услуг от ЖКХ, телекома, транспорта, до ветеринарных услуг, услуг пенсионерам и инвалидам. И эта отрасль в России глобально чувствует себя лучше, чем тот же ретейл, и участники рынка общественного питания.
Во-первых, очень хочется заподозрить умных ФАСовцев в политической ангажированности. Во-вторых, из прямой речи Игоря Артемьева следует, что в ФАС сами эффект "Платона" не считали, но доверяют неким "неоднократным расчетам".
Но главное лукавство, о котором ни один эксперт почему-то не говорит вслух, кроется в термине "инфляция". Все дело в том, что та "инфляция", на которую якобы не сильно влияет Платон — рассчитывается по определенной методике по определенной выборке товаров и услуг, имеет политическую занижающую ее в абсолютном значении составляющую и в итоге не очень хорошо отражает суть дела. И влияние Платона на эту инфляцию, возможно, так же мало, как число солнечных дней в году в Санкт-Петербурге.
При этом все знают о некой настоящей инфляции, которая якобы отличается от официальной в разы. В исследованиях Центра исследований потребительского рынка используется показатель "полочная инфляция", который рассчитывается для всех исследуемых товарных сегментов. И, действительно, некоторые значения "полочной инфляции" от рынка к рынку могут отличаться друг от друга в несколько раз.
Поэтому, если действительно есть цель посчитать влияние Платона на розничные цены, то это серьезный большой труд, который похоже на самом деле никто не сделал.
А не сделал, потому что есть всероссийское государственное движение, из которого возник и "Платон", и, например, торговый сбор. Государство последние несколько лет недвусмысленно намекает, что хочет с нас денег больше и больше, отсюда огромное количество новых инициатив, направленных на пополнение бюджетов всех уровней.
Согласно Росстату новогодний стол россиян будет "ломиться" от яств сильнее чем в прошлом году? Тут надо подумать…
А вот эта информация очень тревожная. И к сожалению, в следующем году ключевой покупательской группе – бюджетникам и пенсионерам – предлагается потуже затянуть ремешки, так как статьи о компенсации инфляции и других факторов в полном размере в бюджете не заложены.
Москвичи 10% на елях и не заметят, что тут обсуждать. Но очень хочется задать вопрос: Платон, ты? (шутка)
За Метро Cash & Carry я бы не переживал. Во-первых, согласно отчету RETAILER RUSSIA TOP-200 (RRTOP-200), доля компании на рынке по итогам 2014 года увеличилась, пусть и незначительно. Во-вторых, согласно отчету Retailer Expansion, компания по итогам 2015 года находится в зоне стабильности, то есть относительно рынка и большинства игроков чувствует себя неплохо.
Не щадит кризис никого и ничего. Весь ювелирный рынок обвалился уже в первом полугодии 2015г. как раз процентов на 40% в рублях. Итоги 2015 года для лидеров рынка неутешительны: согласно отчету RETAILER Expansion три крупных компании находятся в зоне риска, одна в зоне стабильности. В зоне роста компаний на ювелирном рынке сегодня нет.
* Структуру и демоверсии упомянутых в комментариях исследований спрашивайте по адресу ask@retailer.ru.