Планшетные ПК сейчас переживают бурный рост продаж. Логичный вопрос — это просто дань моде или эволюционный виток развития рынка компьютерной техники, знаменующий переход человечества в посткомпьютерную эпоху?

От ноутбука отсоединили клавиатуру и сделали экран сенсорным. Получился планшетный компьютер — устройство, в которое на ходу можно тыкать пальцем и получать разного рода информацию. Успех превзошел все ожидания: миллионы людей бросились к прилавкам, чтобы заполучить тоненькую электронную папочку. По данным международного агентства Gartner, в прошлом году во всем мире было продано около 20 млн планшетников, а по итогам текущего года этот показатель увеличится примерно втрое. Впереди сотни миллионов планшетов в год (см. график 1).

Заправлены в планшеты

Всё, конечно, заранее предсказали писатели-фантасты. Впервые подобие планшетного компьютера появилось в 1960-х в известном телесериале «Звездный путь». Чуть позже похожее устройство можно было увидеть в культовом фильме «Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика. Там герои-астронавты используют плоское планшетное устройство, которое писатель-фантаст Артур Кларк, по роману которого был снят фильм, назвал словом newspad. В книге очень подробно описано это устройство, «где непрерывный поток ежечасно обновляемой информации выводится на электронную бумагу».

Попытки воплотить мечту в реальность и создать мобильную электронную дощечку (tablet) ведущие мировые производители компьютерной техники предприняли в начале 2000-х. В 2002-м Microsoft представила аппаратно-программную платформу под названием Tablet PC. Тогда же появились первые планшеты от Fujitsu, HP, Toshiba, Acer и других. У этих компьютеров в отличие от обычных ноутбуков был поворотный сенсорный экран. Его можно было развернуть, положить тыльной стороной на клавиатуру, и получался электронный лист бумаги, на котором хоть рисуй, хоть заметки делай, хоть с почтой работай, хоть в интернете сиди.

Но первые Tablet PC получились громоздкими и дорогими, их цена превышала среднюю стоимость ноутбуков того же класса в полтора-два раза. Массовый потребитель такие компьютеры покупать отказался, и Tablet PC остались тихонько существовать в нише дорогих мобильных ПК. Позже были и другие попытки создать подобие нынешних планшетных компьютеров (например, Nokia Internet Tablet в 2005 году), но и они были встречены без энтузиазма. И тут грянул iPad компании Apple — именно с его появлением и началось бурное развитие рынка планшетников.

Эх, яблочко…

Продажи Apple iPad начались полтора года назад — 3 апреля 2010 года на Пятой авеню в Нью-Йорке. Стив Джобс признавался, что iPad в компании придумали даже раньше, чем iPhone. Более того, именно прототип планшетника послужил толчком к появлению культового смартфона. «Скажу по секрету. Вообще-то я начал с планшета, — заявил Джобс вскоре после появления iPad. — У меня появилась идея избавиться от клавиатуры, чтобы можно было печатать прямо на стеклянном мультитач-дисплее. Через шесть месяцев они пригласили меня и показали прототип такого экрана. Увидев это, я подумал: “Бог мой, да мы можем сделать из этого телефон!” И отложил проект планшета на полку, потому что важнее был телефон. Следующие несколько лет мы работали над iPhone».

Появление на рынке Apple iPad, как в свое время iPhone, произвело фурор. В первый же день «улетело» около 300 тыс. iPad, а рубеж в 1 млн был достигнут всего за 28 дней (вдвое быстрее, чем у iPhone). По данным компании iSuppli, в текущем году будет продано более 40 млн iPad, примерно 70% всего мирового рынка планшетников.

Маркетологи пытаются объяснить секрет успеха iPad, который Билл Гейтс сначала поспешно назвал «хорошей читалкой, и не более». Ведь, с одной стороны, у этого мобильного компьютера есть очевидные недостатки. Начать с того, что у него нет USB-разъема, стало быть, надо копировать файлы, а это не так удобно — нужно подсоединять планшетник к компьютеру и загружать специальную программу iTunes. Еще iPad не поддерживает мультимедийную платформу Adobe Flash (результат противостояния Стива Джобса с компанией Adobe), из-за чего нет возможности полноценно просматривать многие сайты в интернете. Неудобства доставляет и несовместимость программ установленной на iPad операционной системой iOs с программами более распространенной операционной системы Windows.

Однако достоинства, похоже, сумели перевесить недостатки. «Яблочный» планшетник получился тонким и легким, его удобно брать в дорогу и пользоваться даже в общественном транспорте. В его понятной системе управления разберутся даже домохозяйки и пенсионеры. Он быстро включается, у него безупречное качество экрана и почти рекордная автономность работы (до 10 часов без подзарядки). Получается, что на нем действительно удобно и смотреть в дороге фильмы, и играть, и листать интернет, и работать с почтой, и показывать друзьям фотографии. Наконец, он стильный, элегантный, его просто приятно брать в руки. Не случайно с момента появления этого планшетника на него возникла мода, а с ней и поклонники.

Наблюдатели констатируют, что сам по себе iPad представляет собой новый тип компьютеров, которые не столько обрабатывают, сколько отображают информацию, этакий универсальный информационный дисплей, о котором как раз и мечтали фантасты. Стив Джобс отнес iPad к устройствам посткомпьютерной эпохи, которые проще, понятнее и удобнее в повседневной жизни, чем традиционные компьютеры. «Когда мы были аграрной страной, все автомобили были грузовыми, — сказал он на одном из выступлений. — Но чем больше людей переселялось в города, тем больше легковых машин стало появляться на улицах. Полагаю, что с ПК произойдет то же, что и с грузовиками».

Рассуждая о технических усовершенствованиях посткомпьютерной эпохи, многие участники рынка соглашаются, что планшетник появился в очень удачное время, когда в мире возникли телекоммуникационные технологии, позволяющие передавать на такие устройства, как iPad, всевозможную информацию. «Как раз к моменту появления iPad стали широкодоступными услуги связи, в частности сотовая связь третьего поколения и другие беспроводные технологии, — говорит Глеб Мишин, директор Acer в регионе ЕМЕА. — И возможность быстро получать и обмениваться данными стала одной из ключевых причин востребованности планшетников на рынке».

Догнать лидера

Видя бешеный успех iPad, другие производители компьютерной техники бросились вдогонку. Сегодня планшетники выпускают все мировые производители компьютеров. Ближе всего к успеху iPad подобралась Samsung с моделью Galaxy Tab, продажи которой начались в сентябре прошлого года и сейчас превысили в мире отметку 10 млн. Корейцы сделали новинку максимально похожей на бестселлер Apple, что дало ей основания обвинить Samsung в плагиате, и одно время Galaxy Tab даже был запрещен доступ в некоторые страны. Правда, сейчас запреты сняты, в том числе из-за того, что корейский производитель в ответ произвел юридическую атаку на Apple, обвинив ее в краже технологий.

Сегодня рынок планшетных компьютеров весьма разнообразен. В России можно найти планшетники примерно восьми десятков производителей, от мировых лидеров (Acer, Asus, Dell, HTC, Lenovo, Samsung, Sony и др.) до компьютерных компаний второго эшелона (3Q, MSI, Prestigio, Creative и проч.). Здесь же российские производители Rover, iRu, а также брендированные планшеты российских операторов связи МТС, «Билайн», «Мегафон».

Появилась и мощная оппозиция компании Apple, прежде всего в сфере создания программной платформы. Поначалу противопоставить свои разработки для планшетных компьютеров операционной системе iOS пытались Microsoft и Blackberry, но эти попытки до сих пор нельзя назвать успешными. Исключением можно считать то, что удалось создать компании Google, с ее операционной системой Android, которая уверенно набирает обороты. «Основное преимущество Android — ее открытость, совместимость, под нее уже сейчас можно найти гораздо больший выбор интересных, полезных и функциональных программ, — говорит Дмитрий Лукин, технический директор российского представительства Asus. — Вообще, поклонников двух основных операционных систем планшетников можно охарактеризовать следующим образом. Поклонники Apple iOS — это, скорее, люди, следующие за модой, а сторонники Android — это гики, увлеченные новыми технологиями, потребители, которые хотят с помощью этого программного обеспечения получать больше возможностей».

Производители планшетных ПК пытаются победить Apple и с помощью разнообразных конструктивных решений. Как правило, уже есть USB-разъем для подключения флешек, поэтому без проблем проигрываются популярные в интернете ролики, созданные на Adobe Flash. Предлагается большой выбор экранов разного размера, ведь Apple выпускает свои планшетники только с диагональю 9,7 дюйма. Другие же считают, что некоторым покупателям подойдут и экраны поменьше, например с диагональю 7 и 8 дюймов. «У разных покупателей разные потребности, — признает оправданность такого подхода Андрей Губанов, руководитель департамента “Компьютерная техника” компании “М.Видео”. — Бизнесменам удобнее работать с большим десятидюймовым экраном, на нем легче смотреть презентации, графики и так далее. Молодежь же предпочитает более компактные устройства с диагональю до 7–8 дюймов, их удобно везде носить с собой».

Наконец, важное преимущество конкурентов Apple — цена. Если в России iPad сейчас стоит от 20 тыс. рублей, то бюджетные модели других производителей (например, той же российской Rover) — от 7 тыс. рублей.

Активность конкурентов приводит к тому, что Apple быстро теряет доминирование на рынке. Если в России, согласно данным Smartmarketing, по итогам прошлого года iPad занимал 69% рынка (см. график 2), то по результатам текущего года эта доля может сократиться до 50% или даже стать ниже.


Модная штучка или нужная вещь?

Однако, похоже, на рынке планшетников в ближайшее время хватит места всем. Если общемировые объемы продаж в текущем году предположительно увеличатся втрое, то в России волна роста будет еще более внушительной: продавцы прогнозируют подъем продаж более чем в четыре раза — до 800 тыс. штук (см. график 3).

«Планшеты — один из самых динамичных сегментов продаж компьютеров. Наряду с таким новым направлением мобильных ПК, как ультрабуки, — это драйвер развития всего компьютерного рынка. Уже к 2012 году их доля в продажах компьютеров может достичь 10 процентов, — говорит Андрей Губанов из “М.Видео”. — Если раньше планшет казался просто игрушкой или необязательным аксессуаром, то теперь он быстро превращается в один из основных рабочих и развлекательных инструментов».

«Основное преимущество планшетников — портативность. Как правило, люди берут их в путешествия, командировки, ими удобно пользоваться в течение дня вне офиса или дома, — объясняет популярность планшетников Майкл Тач, исполнительный вице-президент компании “Связной”. — Планшеты фактически изменили окружающую среду и рабочее пространство, открыв новые возможности во всех областях деятельности. С ними удобно работать врачам, журналистам, ведущим, менеджерам, фотографам».

Правда, в отношении дальнейшего развития рынка планшетников существует и определенный скепсис. Некоторые наблюдатели считают их определенной данью моде, на самом же деле функциональные возможности этого типа компьютеров ограниченны. А мода пройдет, и продажи планшетных ПК упадут. «На рынке появилась мода не на планшеты, а на iPad, — отмечают в своем блоге специалисты исследовательской компании Smartmarketing. — IPad оживил рынок, привлек внимание к сегменту, но сам по себе планшет — игрушка, ему нет места в персональной экосистеме. Дома есть компьютер и телевизор, в дороге — ноутбук и смартфон. Для планшета остается узкая ниша устройства для “диванного интернета” и интеллектуальной цифровой фоторамки. Есть, конечно, энтузиасты, которые не расстаются с любимой игрушкой, но это не массы, это именно фрики, пусть их и немало».

Скептикам противостоят участники рынка, которые не согласны, что в обыденной жизни планшет пригоден лишь для просмотра интернета на диване, хотя и признают, что рост продаж этого типа ПК замедлится. «Рост продаж планшетников, безусловно, будет продолжаться и когда-нибудь остановится. Вопрос — когда это произойдет, — говорит Алексей Дорофеев, директор департамента мобильных устройств российского представительства компании Samsung. — Но обусловлена популярность этого типа компьютеров тем, что люди стали более мобильными и чаще путешествуют. Перед началом продаж наших моделей планшетников мы проводили исследование, сколько мобильных устройств люди берут с собой в поездки. Так вот, средний показатель оказался 2,7 — то есть почти три устройства. А что касается использования такого компьютера дома, то не соглашусь, что планшетный ПК подойдет только для интернета на диване. Хотя бы потому, что, например, у меня дома планшетник очень любят дети, они смотрят на нем мультфильмы и играют в разные игры».

Не стоит сбрасывать со счетов такую перспективную сферу использования планшетных компьютеров, как корпоративный сектор. «В западной корпоративной практике все больше примеров того, как планшетные компьютеры в целом и устройства Apple в частности служат бизнесу, — говорит Михаил Эренбург, президент группы “Астерос”. — Цифры говорят сами за себя: более 90 процентов компаний из рейтинга Fortune 500 тестируют или уже внедрили в свои бизнес-процессы iPad и iPhone. В корпоративном сегменте Европы наблюдается настоящий бум продаж планшетов. Например, торговые представители производителей косметики проводят на планшетах презентации, а имея полный каталог продукции, могут тут же продать ее клиенту и зафиксировать продажу в общей системе. British Airways использует iPad со специальным софтом, чтобы улучшить свой сервис. Зарегистрирован ли пассажир на рейс, находится он на борту самолета или опаздывает, какой ланч заказал — вся информация о пассажире мгновенно доступна стюардам на экране планшетного ПК».

Есть среди продавцов компьютерной техники и те, кто страдает от роста продаж планшетных ПК, поскольку он начинает подъедать другие сектора рынка компьютеров. Главный пострадавший от их натиска — сегмент нетбуков, который в последнее время сокращается именно из-за популярности планшетников. «Продажи нетбуков падают, и виноваты в этом планшетные ПК, — констатирует Дмитрий Лукин из Asus. — Просто в дороге для многих планшетные компьютеры оказались удобнее нетбуков. Мне, например, с моим плотным телосложением, где-нибудь в самолете гораздо удобнее смотреть фильм или играть на планшете, чем раскрывать ноутбук или нетбук. В будущем рынок нетбуков, конечно, полностью не схлопнется, но мы ожидаем, что он будет заметно потеснен планшетниками».

Потеснить рынок нетбуков планшетники способны и за счет появления так называемых гибридных моделей — корпус планшета может быстро быть пристегнут к платформе-клавиатуре и одним движением руки превратиться в полноценный ноутбук. И хотя первые опыты ведущих мировых производителей в этом направлении вышли не очень удачными (речь идет о появлении таких моделей, как Acer Iconia Tab W500 или Asus Asus EeePad Transformer), в ближайшее время недостатки будут учтены и устранены. Дополнительный мощный импульс росту популярности таких устройств, да и всех планшетов в целом, придаст появление новой операционной системы Windows 8. «Мы признаем, что наша первая модель гибридного планшета Acer Iconia Tab оказалась не очень удачной: она получилась тяжеловатой и не столь привлекательной с точки зрения дизайна, — отмечает Денис Кутников, глава бренда Acer в России. — Однако уже скоро в новом поколении этой гибридной модели недостатки будут исправлены. Большой плюс гибридных моделей заключается в том, что они работают под привычной многим пользователям операционной системой Windows 7, что очень удобно в плане совместимости программ и документов. Но пока Windows 7 не очень приспособлена для управления на сенсорном дисплее — значки там настолько маленькие, что управлять компьютерной мышкой удобно, а пальцем попасть сложно. Этот минус должна исправить новая Windows 8, которая, как обещают ее производители, будет хорошо приспособлена к управлению через мультитач-экран. И это, безусловно, сделает планшетные компьютеры еще популярнее».  

 

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments