Компания BiofoodLab производит батончики «для быстрого перекуса» из орехов, фруктов и ягод без добавления консервантов, ароматизаторов и сахара. Сейчас этот рынок почти полностью занят зарубежными производителями, но компания намерена отвоевать свою долю полки в премиальных продуктовых сетях.
Идея батончиков из натуральных ингредиентов без консервантов и ароматизаторов родилась у студентки Школы управления «Сколково» Елены Шифриной еще во время работы в нефтяной компании. «В крупных компаниях у людей часто нет времени на перекус — отсюда проблемы с весом, отечность и прочие неприятности», — поясняет она.
Изучение рынка показало вполне ожидаемую картину — рынок натуральных снековых батончиков более чем на 80% занят немецкими и другими иностранными производителями. Рост этой ниши, по словам Шифриной, составляет 4-6% в год. «На рынке много предложений по батончикам. В основном производства Чехии, Сербии и т.п.», — подтверждают в пресс-службе «Азбуки Вкуса».
«Есть несколько компаний, которые производят похожий продукт в России, но почти все они используют консерванты — сорбат калия или камедь аравийской акации», — рассказывает Шифрина. BiofoodLab поставила перед собой цель создать продукт без консервантов вообще, и при этом не пастеризовать его. Технологию разрабатывали долго — около 5 месяцев, еще дольше искали производителя, которой готов был бы взяться за такую задачу.
В конечном итоге решено было арендовать производственную линию на заводе «Росагроэкспорт» (производитель молочной продукции и творожных сырков). В качестве поставщиков выбрали компании «Фуд Арт» и «Гуд-Фуд» — «это лидеры рынка, которые работают с американским сырьем», комментирует Шифрина. Месяц назад была готова первая партия, которую сделали еще на питерском заводе. Сейчас уже готова вторая партия — ее сделали уже на производстве «Росагроэкспорта». Средний объем партии — от 10 до 20 тыс. батончиков. На производство одной партии уходит 1 неделя.
Сейчас в продуктовой линейке «BiofoodLab» 5 батончиков под маркой «Bite» с разными вкусами (арахис и банан, яблоко и корица, инжир, клюква и тыквенные семечки, лимон и кумкват). У каждого есть еще дополнительная функциональность — в батончиках «для спортсменов» содержится больше протеинов, в батончиках «для интеллекта» — и протеин, и клетчатка. Вес батончиков — 45 граммов. Рекомендованная розничная цена — 95 рублей. Это сравнимо с батончиками немецкого производителя Allos — его батончики стоят в интернет-магазинах около 100 рублей.
«Если бы мы использовали консерванты, цена могла бы быть примерно в 2 раза меньше», — добавляет Шифрина.
Реализовывать свои батончики BiofoodLab планирует через сети премиального сегмента — такие как «Азбука вкуса», «Бахетле», «Зеленый перекресток», «Хлеб & Co». «Выйти в сеть с новым продуктом несложно, но затратно — естественно, приходится платить за место на полке и листинг», — сетует Шифрина.
Инвестиции в проект BiofoodLab составили 5 млн рублей. 50% — собственные средства Шифриной, 50% на посевной стадии проинвестировал фонд Venture Angels. В ноябре 2013 года компания рассчитывает выйти на безубыточность (то есть, через 1,5 года работы). К апрелю плановый показатель продаж — 100 тыс. батончиков в месяц.
Главная сложность в том, что если в батончики не класть консерванты, то необходимо организовать стерильное производство — попадание бактерий в смесь может привести к тому, что упаковка батончика через некоторое время просто взорвется. Консервант же позволяет пренебречь не только качеством сырья, но и гигиеной.
«На российских производствах часто считают, что если в продукт добавляется достаточное количество сахара, то можно не соблюдать санитарных норм. Было очень сложно убедить рабочих в обратном — что нужно мыть руки и надевать шапки», — вспоминает Шифрина. Организовывать собственное производство на стадии стартапа в компании сочли нецелесообразным. Прежде чем выбрать завод, с которым можно сотрудничать, BiofoodLab отсмотрела около 15 вариантов. Первый опыт сотрудничества был с заводом в Санкт-Петербурге, но после первой пробной партии оказалось, что завод не сможет «обеспечить нужный объем с должным качеством».
«Гораздо проще было бы заказать партию в Германии или стать дистрибьютором немецкой продукции, но я сознательно выбрала вариант с производством в России», — говорит Шифрина. Хотя, казалось бы, рациональных аргументов в пользу этого варианта не так уж много. «Я просто не понимаю, почему мы должны покупать такие батончики в Германии, когда их можно сделать здесь?» — поясняет она свое решение.