Управляющий директор группы компаний «Яндекс» Тигран Худавердян дал большое интервью Forbes. Пересказываем главные тезисы из обстоятельной беседы.
Российский рынок электронной коммерции — самый быстрорастущий в Европе. Если в 2020 году его объем составлял $34 млрд, то к 2025-му он вырастет до $108 млрд, по оценке инвестбанка Goldman Sachs.
Аналитики Goldman Sachs среди крупнейших игроков российского рынка электронной коммерции выделяют Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет» и AliExpress. И «Яндекс» в этом списке не первый. К 2025 году три лидера рынка должны занять долю 65%, но кто это будет — вопрос открытый.
«В e-commerce мы сейчас сфокусированы на том, чтобы догонять ближайшего конкурента — Ozon, это важнейшая тема».
«Маркет» родился из универсального поиска по товарам. И с ростом потребления товаров в интернете становилось понятно, что ежедневные покупки — это такой же запрос пользователей, как и поиск информации. По сути, будет у нас e-commerce или нет, это для «Яндекса» вопрос того, являемся мы универсальной поисковой системой или нет.
В мае 2018-го мы объявили о создании совместного предприятия со Сбербанком и приняли решение вместе его развивать. А дальше вы уже знаете: инициатива не получилась, скажем так. В пандемический год мы, по сути, вошли с «Маркетом» самостоятельно и стали уже сами развивать платформу e-commerce с максимальным приоритетом. Возможно, если бы не было этой истории, мы бы тогда не сдвинулись с мертвой точки и сегодня оказались позади Ozon не на один год по развитию, а на годы.
За весь 2021 год «Яндекс» планирует вложить $650 млн в развитие e-commerce, хотя до этого компания собиралась инвестировать около $400–500 млн. Деньги пойдут в основном на логистическую инфраструктуру: склады, распределительные центры, пункты самовывоза.
На конец сентября «Яндекс» запланировал запуск одного из крупнейших складов для возврата в Подмосковье. За несколько недель до открытия обнаружилось, что к нему невозможно подъехать. Мы считали, что склад у нас уже готов, но команда, которая делала запуск, забыла сказать, что пока нет дороги. В итоге дорогу сейчас строят, в том числе на деньги интернет-компании. Не своими руками там асфальт кладем, но часть инвестиций наша.
В IT-команде «Маркета» сейчас около 1200 человек. Электронная торговля — очень сложный бизнес, в котором десятки технологий. Ни одна из них не является серебряной пулей, но все вместе они существенно улучшают продукт.
Еще одна технология, которую «Яндекс» использует «под капотом» «Маркета», — генеративные нейросети. Они позволяют анализировать большие объемы текста в отзывах, а затем создавать на их основе дайджест про конкретный товар. Скептик скажет: за счет этой технологии нельзя победить Ozon. И я согласен. Но если у нас будет критическая масса разных технологических решений, это существенно улучшит продукт и сделает нас более эффективными в процессах.
С августа 2021 года ежедневно с 9 утра до 9 вечера роль доставщиков там выполняют роверы — автономные роботы, которые «Яндекс» начал тестировать еще в 2019 году. В России дети в основном хотят у ровера что-нибудь погнуть, например, антенну, что-то оторвать или посидеть на нем. А американские дети любят проверять, что будет, если въехать в него на самокате.
Останутся ли курьеры без работы? К сожалению, сейчас идет обратный процесс: рынок доставок растет настолько быстро, что если прямо сейчас не автоматизировать этот процесс, то через пару лет мы придем к тому, что одна половина человечества будет доставлять товары другой половине
Если бы мы хотели оставаться маленьким игроком, то предоставляли бы сервис по онлайн-торговле только в Москве. Амбиции быть крупным федеральным игроком в числе лидеров на какой-то из позиций у нас есть. Но зачем сейчас друг друга раздражать? Кто-то из нас будет первый, кто-то второй, кто-то третий. Поживем — увидим.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.