Федеральная таможенная служба поддержала инициативу главы АКИТ Алексея Федорова, предложившего досматривать 5% посылок из-за рубежа на предмет контрафакта. Подобное решение сыграет на руку и российскому ритейлу, и государственному бюджету. "Газета.Ru" разобралась, как процедура более тщательного досмотра отразится на российском рынке e-commerce.

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), в которую входят российские ритейлеры Ozon, Lamoda, Media Markt, re:Store, "М.Видео", "Связной", "Спортмастер", "Эльдорадо", "Юлмарт" и другие, продвигает идею ужесточенной борьбы с контрафактом на российском рынке. В частности, глава АКИТ предложил проверять не менее 5% посылок на предмет подделок.

При этом есть несколько моментов, на которых Федоров заострил внимание. По его мнению, ответственность за контрафактную продукцию должен нести только продавец. В случае выявления подделки контрафактная продукция должна уничтожаться, а дальше покупатель самостоятельно разбирается с продавцом, считает глава АКИТ, ссылаясь на зарубежный опыт.

В интервью журналу "Секрет фирмы" Федоров отметил, что проблема контрафакта существует повсеместно. Самыми часто подделываемыми товарами, по его словам, становятся часы, дизайнерские сумки и ремни, доля контрафакта среди которых достигает 30%.

С некоторыми оговорками инициативу поддержали в Федеральной таможенной службе (ФТС). На запрос комментария от "Газеты.Ru" ФТС ответила ссылкой на публикацию на собственном сайте, не ответив на вопросы издания.

"Лишь бы не сказалось на получателях посылок", — отреагировал на инициативу АКИТ глава ФТС Андрей Бельянинов.

Также он отметил, что основные риски в данной ситуации касаются удлинения сроков оформления необходимой документации, что задержит получение посылки покупателем.

Бельянинов подчеркнул, что на данный момент нормативная база и технологии досмотра позволяют ввести систему досмотра посылок, предложенную АКИТ. Но для начала, по словам главы ФТС, необходимо провести эксперименты в рамках пилотных зон и согласовать с правообладателями.

Более детально об инициативе "Газете.Ru" рассказал председатель комитета по стандартизации АКИТ Александр Логунов. Он также отметил, что ФТС уже готова к усиленной проверке.

"ФТС в настоящее время уже проверяет и досматривает часть посылок. Также недавно было объявлено о создании отдельного подразделения для борьбы с контрафактом. Механизмы все существуют, не думаю, что данная мера в разы увеличит время доставки посылок", — рассказал Логунов.

Также представитель АКИТ пояснил, как таможенная служба будет выявлять контрафакт.

"Вычислить контрафакт довольно просто. Самый простой вариант: с каждой посылкой всегда есть сопроводительная информация.

Если указано, что в посылке часы Cartier, а цена посылки около 20 евро, то есть два варианта нарушений: либо указана заниженная цена, либо в посылке подделка, — говорит Логунов. — Также мы предлагаем обращаться к представителям легального производителя и получать от него заключение — является ли данный товар произведенным на его заводе".

На вопрос о том, какие меры будут приняты в случае повреждения посылки при проверке, представитель АКИТ ответил, что такие ситуации должны решаться в соответствии с российским законодательством и разработанными регламентами.

Руководитель кластера РАЭК/e-commerce Иван Кургузов считает, что вопросы определения контрафакта, экспертизы, задержек посылок из-за дополнительных процедур, а также решения споров в случае повреждения или утери посылки являются "болевыми точками" проблемы.

Эксперт уверен, что нагрузка на ФСТ существенно возрастет и ведомству понадобится дополнительный штат сотрудников.

Также Кургузов видит возникновение сложностей при определении занижения цены посылки и вскрытии контейнеров при проверке посылок.

Тем не менее эксперт поддерживает АКИТ в вопросе борьбы с подделками. Эксперт считает, что есть существенная разница между контрафактом и копиями, которые официально продаются как копии. На таможне импортерам последних не станет сложнее, так как они везут копии официально.

"Грубо говоря, есть существенная разница между копией часов Ulisse Nardin и поддельным шнурком для iPhone, ибо второй продается вроде как настоящий, но стоит в пять раз дешевле, — говорит Кургузов. — Думаю, что инициатива АКИТ направлена как раз на сокращение этого рынка. Я честно скажу: я за сокращение. Понимаю тех, кто хочет купить что-то очень похожее на "лабутены", только существенно дешевле, но от этого сильно страдают продавцы, продающие оригинал".

Эксперт считает, что это происходит даже не потому, что у продавцов оригиналов падают прибыли, а потому, что они не могут рекламировать свои товары как оригинальные. Как только любой магазин заикается о том, что у него нет подделок, — от него немедленно бежит клиент, так как знает, что "У нас нет подделок!" первыми напишут продавцы подделок.

На инициативу АКИТ кластер РАЭК/e-commerce реагировать не планирует: "У нас есть план действий, конкретные направления и шаги", — говорит Кургузов.

В частности, в рамках этого плана именно кластером финально дорабатывался в сотрудничестве с ИРИ план мероприятий "Интернет+Торговля", который был представлен профильным ведомствам 21 декабря 2015 года и лег как одна из основ в переданные для изучения президентом России документы, о чем говорилось 22 декабря.

"Мы много чего будем делать. Развивать саморегулирование в отрасли. Но конкретно на эту инициативу на данный момент реагировать не планируем", — подытожил эксперт.

Советник президента России по интернету Герман Клименко не считает, что увеличение процента досматриваемых посылок как-то повлияет на развитие отрасли.

"В наших планах подобной инициативы не было, — прокомментировал советник президента России корреспонденту "Газеты.Ru". — Величина процента досматриваемых посылок (сейчас — 2%) никак не связана с развитием электронной коммерции. Для разных групп товаров он устанавливается ФТС в зависимости от учета рисков возможных нарушений".

Клименко считает, что если ФТС и примет предложение АКИТ и увеличит процент досматриваемых посылок до 5%, то потребитель этого не заметит.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments