Таможенники стоят не только на границе, но могут прийти с вопросами в магазин или на склад. Кого вправе проверять таможня?
Валерий Селезнев, начальник Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России: — Проверка законности ввоза товара не может сводиться к проверке исключительно одного импортера. С перемещением товаров связаны и перевозчик, который этот товар перевозил, и склад временного хранения, на котором товар хранился, и декларант, который товар представлял к таможенному контролю. Таможенный кодекс предусматривает возможность проверок в отношении всех лиц, которые прямо или косвенно участвовали в сделках с товарами, находившимися под таможенным контролем. Кроме того, таможня может проверить организацию или индивидуального предпринимателя, если они участвовали в обороте товара, который был ввезен с нарушениями (например, не уплачены таможенные платежи или не соблюдены запреты и ограничения).
Кому-то такие полномочия таможни могут показаться широкими, но на самом деле они нужны для ускорения внешнеторговых операций на границе, особенно в условиях евразийской интеграции. Сегодня это главное пожелание бизнеса, обращенное к таможне. Бизнес волнует скорость внешней торговли. Ради скорости движения товара бизнес согласен, чтобы таможня имела право проводить контрольные мероприятия после того, как товар выпущен.
— Проверки внезапные?..
— Существуют проверки плановые и внеплановые. "Внезапные" проверки — исключительно внеплановые, они, как правило, ориентированы на выявление правонарушений и базируются на результатах собственной аналитики, информации подразделений ФТС России, иных контролирующих и правоохранительных органов, свидетельствующей о высокой степени риска возможного нарушения.
Плановые таможенные проверки в большей степени носят профилактический характер. Профилактические проверки ориентированы на контроль лиц с низким уровнем риска совершения таможенных правонарушений. Они составляют часть нашей работы по обеспечению смещения таможенного администрирования с этапа декларирования на этап после выпуска товаров.
При этом значительная часть работы не видна участникам рынка. Это аналитическая и организационная работа, направленная на пресечение схем ухода от уплаты платежей и обеспечение законности перемещения товаров участниками рынка. Ведь для нас важна не только полнота таможенных платежей. Не менее важно защитить российского потребителя от некачественного товара, который может нанести вред здоровью, а также защитить рынок от контрафактного товара, который вредит экономике.
Таможенное администрирование будет последовательно смещаться с этапа декларирования на этап после выпуска товаров. Предоставляя участникам рынка внешней торговли существенные упрощения на стадии декларирования, мы будем проводить проверки потом в необходимых случаях.
— Насколько часты и результативны проверки?
— Сегодня таможенным контролем после выпуска товаров занимается чуть более 900 специалистов. Они ежегодно проводят почти пять тысяч таможенных проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В этом году результативность проверок выросла до 78%. Это говорит о том, что мы более качественно стали выбирать объекты контроля и стараемся меньше беспокоить тех, кто действительно работает на совесть.
В среднем каждая таможенная проверка приносит бюджету 831 тысячу рублей в виде довзысканных таможенных платежей и штрафов. Только за 8 месяцев этого года по результатам 2,7 тысячи таможенных проверок бюджет дополнительно получил свыше 2 млрд рублей.
Кроме того, по результатам таможенных проверок уже возбуждено 1814 дел об административных правонарушениях и 94 уголовных дела.
— Какую часть бизнеса, реализующую импортный товар, вы охватываете проверками? Как выбираете объекты?
— Используя все формы контроля, в том числе после выпуска, таможня проверяет не более 10% партий товаров. Выбор объектов контроля — это тонкая интеллектуальная работа. Помимо собственных ресурсов, мы используем информацию правоохранительных и других контролирующих органов. Участники внешнеэкономической деятельности и СМИ также дают информацию для размышлений. В результате в объектив проверок попадают самые различные объекты, включая реализаторов импортных товаров. Это и крупные импортеры, и члены известных ассоциаций (например, ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники, ассоциации компаний розничной торговли), и оптово-розничные сети, и интернет-магазины, и индивидуальные предприниматели.
Приведу пример. В этом году мы проанализировали данные по внутреннему рынку меховых изделий и провели проверку в Москве. В результате из оборота были изъяты товары на сумму более 100 млн рублей. Это меховые изделия, изделия из кожи и кашемира иностранного производства. Товар дорогой и качественный, вот только данные о таможенном декларировании и уплате таможенных платежей проверяемая организация представить не смогла. Кроме того, выяснилось, что организован этот бизнес был весьма странно: учредителями или генеральными директорами организаций, поставляющих товары в адрес проверяемой организации, являлись лица, отбывавшие или отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также граждане, которые в этот момент теряли паспорт. Но это теперь уже не наш вопрос, этим теперь занимаются иные правоохранительные органы.
— С какими нарушениями вы чаще всего сталкиваетесь?
— Самые распространенные нарушения — недостоверное заявление таможенной стоимости, неправильное указание кода ТН ВЭД ТС, несоблюдение запретов и ограничений, несоблюдение условий помещения товара под таможенную процедуру, нарушение прав интеллектуальной собственности. Выявляются также нарушения у лиц, имеющих специальные права и обязанности, например, при применении упрощенных процедур или при оказании услуг в области таможенного дела.
Нередки случаи, когда мы выявляем на внутреннем рынке российский товар с иностранной маркировкой. Покупателям он предлагается как импортный, но таковым не является. В таком случае мы передаем материал в органы. Год назад мы проверили в Москве три магазина, которые работали под вывесками "Реализация таможенного товара". В двух из них товар не являлся иностранным. В одном действительно были мелкие товары из Юго-Восточной Азии, но легально ввезенные.
Выявляемые нарушения нередко подсказывают, что законодательная база нуждается в доработке. Например, иногда невозможно идентифицировать проверяемый товар с товаром, заявленным в декларации. Поясню, есть товары, которые идентифицировать просто: например, мобильные телефоны имеют IMEI-код, который указывается в декларации. А ряд товаров, например обувь, таких признаков не имеет, и нельзя просто сверить сведения в декларации со средствами идентификации, нанесенными на товар. Поэтому мы изучили международный опыт маркирования товаров и прорабатываем этот вопрос применительно к нашей стране.
— Бизнес часто сетует на множество контролеров. Не дублируют ли ваши проверки работу иных служб?
— Все органы исполнительной власти, включая ФТС России, ведут работу, направленную на исключение дублирования функций. Мы делаем все, чтобы наши контрольные функции не пересекались. Но у каждого контролирующего органа свой предмет проверок. Таможенная служба проверяет правильность исчисления и уплаты таможенных платежей, соблюдение запретов и ограничений, а также иные вопросы, входящие в компетенцию ФТС России. Таможенные органы осуществляют проверки, направленные на подтверждение законности перемещения товаров и полноты уплаты таможенных платежей. В этом мы не пересекаемся с налоговиками, которые в том числе на основе таможенных документов проверяют результаты хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Существенно усложняющих деятельность организации требований мы не предъявляем. Мы своей работой нацелены как на обеспечение полноты уплаты таможенных платежей, так и на обеспечение торговли безопасными и качественными импортными товарами. При реализации товаров на внутреннем рынке добропорядочный приобретатель у импортеров вправе поинтересоваться о законности ввоза этих товаров и запросить копии подтверждающих документов. Это, наверное, не настолько обременительно для предпринимателя, в противовес тому, что на рынок может попасть некачественный товар, который может нанести вред здоровью. Причем при проверках именно на рынке реализации в большинстве случаев на наше требование предъявляются копии таможенных деклараций, оформленных при ввозе товара.