Таможенное администрирование стало главной темой совещания по инвестиционному климату, которое Медведев провел вчера в Сочи. Издержки бизнеса, связанные с пересечением границы, носят непредсказуемый характер, признал президент, с проблемами сталкиваются и зарубежные, и российские компании, включая потенциальных экспортеров высокотехнологичной продукции (цитаты по kremlin.ru). Из-за длительных сроков и дороговизны таможенных процедур, сложности экспортного и валютного контроля Россия, по словам президента, проигрывает конкурентам борьбу за капитал.

По комфортности таможенных процедур Россия занимает одно из последних мест в мире, признала министр экономического развития Эльвира Набиуллина, досматривается 44% грузов, в США и Германии — не более 3%, в Великобритании — 2% (цитаты по «Интерфаксу»). Для экспорта компании должны представить в среднем восемь документов, для импорта — 13, вдвое больше, чем в развитых странах (четыре и шесть соответственно). Все эти лишние процедуры увеличивают срок растаможки на пять дней, оценила Набиуллина. В Казахстане и Белоруссии — партнерах по Таможенному союзу — процедуры более удобны для компаний, признала министр.

Президент распорядился сокращать отсылочные нормы в таможенном законодательстве, создать «зеленый коридор» для высокотехнологичных товаров и проанализировать влияние таможни на снижение торгового оборота и деловой активности.

Растущее недовольство таможенниками фиксируют и опросы предпринимателей. В ноябре прошло года бизнесмены чаще называли работу таможенных органов эффективной, в этом мае число негативных и позитивных отзывов почти сравнялось, свидетельствует «Барометр «Деловой России» (опрашиваются топ-менеджеры 600-700 предприятий). Таможенный контроль предприниматели назвали основным фактором, сдерживающим инновационную активность крупного бизнеса, и в недавно опубликованном докладе Российской экономической школы и Price­waterhouseCoopers.

Качество таможенных процедур — один из главных барьеров для бизнеса, констатирует председатель «Деловой России» Борис Титов: таможенников не интересуют возможные издержки бизнеса, а волнует только соблюдение бюрократических формальностей. Например, в этом году из-за изменений законодательства почти на пять месяцев остановился импорт подвесных моторов для лодок, рассказывает Титов.

По качеству таможенных процедур Россия уступает партнерам по Таможенному союзу, согласен представитель Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов. В Белоруссии и Казахстане таможенная политика направлена на стимулирование добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, отмечает он: прямые импортеры или производители могут ввозить товары по «зеленому коридору», применяется электронное декларирование и посттаможенный контроль — товар пропускается в страну, а потом проверяется. В Казахстане ни одно решение не применяется без диалога с бизнесом, а в России предпринимателей воспринимают как потенциальных контрабандистов, сетует он. Чтобы собрать, к примеру, материнскую плату, нужно импортировать сотни компонентов, каждый из них требует отдельного оформления на таможне, говорил ранее «Ведомостям» гендиректор Российской венчурной компании Игорь Агамирзян, проще просто ввезти готовую плату, а не собирать ее в России.

Во всех странах многое зависит от усмотрения таможенника, поэтому нужно менять их менталитет, призывает Галина Баландина из «Пепеляев групп» (бывший директор департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности Минэкономразвития). Пока главным критерием эффективности остаются поступления в бюджет, таможенники будут заинтересованы проверять поставки как можно чаще, чтобы собрать побольше, отмечает Баландина, чтобы поменять ситуацию, нужно оценивать инспекторов по длительности таможенных процедур, их влиянию на издержки бизнеса.

Если не ликвидировать отставание от Белоруссии и Казахстана, многие российские участники внешнеэкономической деятельности могут перенести свои производства в соседние страны, предупреждает Баландина. Представители ФТС и Минэкономразвития от комментариев отказались.

 Оставили без вина
 
В начале года остановились поставки вина в Россию. Импортеры из-за вступления России в Таможенный союз должны были получить в конце прошлого года лицензии, однако Минпромторг их начал выдавать только с января. Ситуация нормализовалась к весне.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments