Уже три месяца продукция табачной корпорации Philip Morris (PM) не продается в Белоруссии. Власти этой страны отказались выделить компании квоты на экспорт сигарет из России на 2006 год. Эксперты связывают действия белорусских чиновников сжеланием навязать компании контракт с государственным импортером, а также форсировать запуск контрактного производства PM на местной фабрике «Неман». 

Белоруссия квотирует импорт сигарет с 1997 года, с 2001 года ввозить разрешено только сигареты стоимостью более 26 центов за пачку. Квота составляет 1,5 млрд штук в год, однако в 2004–2005 годах ее размер увеличивали до 3,6 млрд и 3,07 млрд соответственно. Утверждая квоту на 2006 год, чиновники обещали оставить ее на уровне 1,5 млрд штук и рекомендовали иностранным производителям переносить производство своих марок в Белоруссию. В прошлом году этой рекомендации последовали два из трех крупнейших импортеров: Japan Tobacco Int. (JTI) разместила контрактное производство Magna, Monte Carlo и Winston на минской фабрике «Табак-инвест», а British American Tobacco (BAT) — марки Alliance на гродненском «Немане». В ноябре прошлого года переговоры о контрактном производстве L&M на «Немане» начал вести и PM — крупнейший импортер сигарет в Белоруссию, но договор пока не подписан. 

Тем временем у компании начались проблемы. Как стало известно «Бизнесу», совет министров Белоруссии не выделил PM квот на 2006 год. «Импортную квоту разделили между предприятием управделами президента ТД „Восточный” (ввозит JTI и Reemtsma, 750 млн штук), BAT (400 млн) и „Белкоопвнешторгом” (поставщик Altadis и Gallaher LD, 100 млн)»,— рассказал «Бизнесу» один из участников белорусского рынка. «По сути, мы уже три месяца не продаем сигареты PM, если не учитывать складские остатки с 2005 года»,— говорит директор «АФ & компани» (эксклюзивный импортер продукции PM в Белоруссию) Владимир Израилевич. Он объясняет действия белорусских властей «планомерной поддержкой отечественного производителя»: «Никто из местных производителей не выпускает дорогие сигареты, такие как Marlboro и Parliament. Отказ трактуется чиновниками как один из рычагов вынудить компанию начать производство в стране». Сейчас вроде есть решение выделить нам небольшую квоту, но документов мы не получили, добавляет Израилевич. 

Теоретически PM может воспользоватьсяквотой на импорт 250 млн сигарет, которую правительство Белоруссии оставило в резерве. Но эти объемы на порядок меньше импорта PM в эту страну в течение двух последних лет: по данным минторга Белоруссии, в 2004 году PM поставила в страну 1,715 млрд сигарет (48% всего импорта) при общем объеме рынка в 17 млрд штук, в 2005м— 1,156 млрд (около 38% всего импорта). 

Источник в министерстве торговли Белоруссии говорит, что закрытие рынка для PM— «попытка форсировать начало контрактного производства на мощностях „Немана”, а также сменить поставщика с частного „АФ & компани” на государственный ТД „Восточный”». Израилевич подтверждает, что навязать нового импортера компании «пытаются в самой грубой форме». Менеджер одной из транснациональных компаний также связывает действия властей с тем, что «PM остался единственным крупным импортером, не запустившим производство в Белоруссии». 

ВBAT и JTI сообщили, что у них проблем с поставками сигарет в эту страну не возникало. 

Профессор ГУ-ВШЭ Светлана Авдашева сомневается в оправданности действий властей: «Договор России и Белоруссии о едином экономическом пространстве включает возможность особого таможенного регулирования некоторых видов продукции. Однако ограничение импорта по отдельным поставщикам выглядит негативной и коррупционно емкой практикой». 

Когда PM начнет производство на «Немане», проблема с квотами решится автоматически, говорят белорусские чиновники. «Мы рассчитываем, что это произойдет уже через три месяца»,— говорит источник в минторге. «Мы ведем переговоры о производстве на „Немане”, проблема с квотами скоро решится»,— обещает представитель госконцерна «Белгоспищепром» (владеет «Неманом»). 

В российском офисе PM осторожно комментируют ситуацию. «Мы обсуждаем с органами власти Белоруссии долгосрочную стратегию на этом рынке, надеемся, результаты обсуждения окажутся конструктивными»,— заявил директор по работе с клиентами PM International в России и Белоруссии Бо Экберг. 

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar