Региональные власти и производители во всех субъектах Уральского федерального округа нацелены на увеличение доли продукции местных производителей в ассортименте продуктовых сетей. Ритейлеры положительно оценивают тенденции к росту количества местных товаров на прилавках, однако отмечают, что локальные производители не всегда способны наладить регулярные поставки в срок и в нужном объеме.
Власти выбирают наше
Программы по продвижению товаров местных производителей в торговые сети и повышению их узнаваемости среди населения есть у всех регионов УрФО. Например, в Свердловской области существует программа "Выбирай наше местное". "Мы просим торговые сети брать продукцию наших производителей, на общих основаниях, и просим своих производителей на этикетках размещать наклейки, надписи о том, что продукт произведен в области. Наша задача, чтобы местная продукция наравне со всеми была представлена в продаже. Покупатели должны знать и узнавать местных производителей", — рассказали в пресс-службе свердловского министерства АПК. Сейчас Свердловская область на 100% обеспечивает себя картофелем и яйцом, предприятия производят также ряд других основных продуктов питания — мясо, молоко, хлеб и другие. Однако, отмечают в правительстве, по большинству продуктов область не обеспечивает себя и наполовину, поэтому поставки из других регионов просто необходимы. "Мы рады всем поставщикам. Единственное, что мы требуем и будем требовать, это качество продуктов. За товары своих производителей мы отвечаем, потому что знаем, в каких условиях они производятся, и можем всегда их проконтролировать. А вот с иногородними — сложнее. Проверки Роспотребнадзора показывают, что фальсификата и брака больше среди привозных товаров", — отмечают в министерстве. В Курганской области не все местные производители имеют право маркировать свои продукты знаком "Зауральское качество". "Пока это только 23 организации на 585 наименований продукции (всего в области 287 организаций). Это продукты из местного сельскохозяйственного сырья, соответствующие всем требованиям законодательства к качеству и безопасности, в которых отсутствуют ГМО", — рассказали в департаменте сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности региона. По информации управления лицензирования Тюменской области, регион с 2009 года реализует проект "Покупаем тюменское!". Для продвижения продукции тюменские власти заключили с торговыми сетями 14 соглашений о сотрудничестве, из которых шесть — с федеральными сетями и два — с международными. "В рамках соглашений торговые сети обеспечивают доступ к продаже местных товаров, оказывают производителям консультационное содействие в сфере маркетинга реализации, упаковки, поставки товара", — сообщают в управлении лицензирования. Достаточно широко местная продукция представлена и в Челябинской области. "Область самодостаточна по основным видам продовольствия. Хлебом и хлебными продуктами местного производства регион обеспечен на 104%, картофелем — на 110,6%, яйцом — на 149%. Уровень самообеспечения по молоку и молочным продуктам составляет 83,9%, по овощам и бахчевым — 77,4%, по мясу и мясопродуктам — на 91,2%", — рассказали в пресс-службе регионального правительства.
Сбыт идет вширь
Производители отмечают, что, как правило, сами налаживают отношения с ритейлерами, а помощь правительства считают дополнительным бонусом. "За последний год поставки в торговые сети у нас выросли примерно на 15%. Это растущий канал сбыта, а оптовые склады, наоборот, убывающий", — отмечает директор торгового представительства агрохолдинга "Юбилейный" (Тюмень) Александр Петров. По его словам, из всего объема готовой продукции сегодня 80% реализуется на юге Тюменской области, и наиболее перспективными направлениями для развития компании считаются рынки ХМАО и ЯНАО. "Наши основные конкуренты — это локальные компании, но нужно отдать должное омичам и челябинцам, которые, я предполагаю, ежегодно увеличивают объем продаж в нашем регионе", — отметил господин Петров.
По словам гендиректора "УГМК-Агро" (Свердловская область) Ильи Бондарева, местные производители не получают перед иногородними каких-либо преференций. "Мы работаем почти со всеми крупными торговыми сетями в Свердловской области, реализуя линейку молочной продукции и овощи. Каких-то особых условий мы не получаем, потому что Россия — это единое торговое пространство", — пояснил он. Однако, по его словам, местным предприятиям помогает поддержка, которая оказывается им региональными властями. "В этом году активная работа управления сбыта позволила подписать ряд новых контрактов с такими торговыми сетями, как „Магнит”, „Монетка”, „Верный”", — отметил он. В качестве перспективных компания рассматривает рынки Тюмени и Челябинска. По словам представителей предприятий, рынки сельхозпродукции в УрФО очень конкурентны, из-за чего возникают определенные трудности. Илья Бондарев подчеркивает, что только на территории Свердловской области работает более 50 переработчиков молока. Из-за этого, по его мнению, зачастую возникает ситуация, когда иногородние производители, стремясь получить доступ на полку, предлагают "не самый качественный товар по смешным ценам", порождая тем самым недобросовестную конкуренцию.
Позитивно складывается ситуация у производителей хлеба. Во всех регионах отмечают, что доля местных товаров в торговых сетях достигает 99–100%. "Необходимости в административном ресурсе у нас нет", — рассказал управляющий ОАО "Свердловский хлебомакаронный комбинат СМАК" Владилен Фуфаров. "Наша основная проблема — нехватка мощностей. Нужно успевать развивать и наращивать производственные мощности, соответствуя росту продаж", — добавил он. По его словам, еще одной проблемой, общей для всех производителей хлеба, является высокий объем возврата нереализованного товара из торговых точек. "Многие магазины бездумно подходят к формированию заказа, так как не несут никакой ответственности перед производителем. Существует и проблема давления со стороны сетей по снижению цены на продукцию. Мы закупаем сырье, вкладываемся в оборудование и технологии, осуществляем доставку продукции, платим зарплату сотрудникам и налоги — невозможно производить качественный продукт за копейки", — уверен господин Фуфаров.
Ни своим, ни чужим
Впрочем, некоторые производители заявляют о трудностях реализации продукции в торговых сетях. Так, челябинский агрохолдинг "Уралбройлер" столкнулся с этой проблемой на свердловском рынке. "Речь идет о давлении со стороны властей этого региона, которые настоятельно, фактически в приказном порядке, порекомендовали локальным и федеральным торговым сетям приобретать мясо птицы только местных птицефабрик. Мы расцениваем это как нарушение закона „О защите конкуренции”, о чем, собственно, и заявили в ФАС", — рассказали в пресс-службе компании. Антимонопольщики признали факт ограничения конкуренции со стороны властей. По словам компании, через локальные и федеральные торговые сети Челябинской области они реализуют 70% своей продукции, причем эта доля сохраняется даже с учетом увеличения объемов производства в 2013 году. "Единственный случай, когда мы зафиксировали падение уровня продаж, это апрель-август 2013 года на рынке Свердловской области. Связано это с политикой региональных властей и реализацией программы „Покупай наше местное”", — добавили в компании.
Некоторые местные производители сталкиваются с проблемой реализации продуктов в своем же регионе. "Как овощное хозяйство — мы самый крупный производитель в Челябинской области, объем нашего производства — от 12 до 15 тыс. тонн овощей в год. Но торговые сети охотнее работают с представителями ближневосточных стран", — рассказал коммерческий директор агрофирмы "Ильинка" (Челябинская область, производят овощи) Николай Исаев. По его словам, агрофирма несколько лет не может заключить контракты с местными сетями. "В челябинскую сеть „Молния” невозможно пробиться. Продукция поставляется по результатам электронных торгов, но позиции в них все закрытые — доступа туда нет. Другие сети ставят сложные условия, например, требуют провести аудит предприятия за свой счет", — отмечает он.
Не упаковали
По данным ГК "Дикси" (сети магазинов "Дикси", "Мегамарт", "Минимарт"), на сегодняшний день, доля отечественных поставщиков превышает 90%, в том числе доля местных поставщиков в общем ассортименте составляет 5–10%, и в категориях скоропортящейся продукции они занимают лидирующие позиции. Как рассказали „Ъ” в пресс-службе X5 Retail Group (объединяет торговые сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель"), доля местных продуктов в уральских магазинах находится на уровне 25%, а по таким видам продукции, как хлеб и хлебобулочные изделия, доходит до 99%. Ежегодно количество местных товаров в магазинах группы увеличивается, однако в разных регионах цифры роста варьируются от 2% до 10% (к примеру, в Тюменской области за три года доля местных продуктов выросла с 5% до 26%). "Мы бы хотели получать как можно больше поставок от местных производителей продукции. Нам это выгодно как с точки зрения логистики, так и с точки зрения того, что к местной продукции у населения существует региональная привязанность", — подчеркнули в пресс-службе компании. Однако в компании отмечают, что не всегда локальные производители соответствуют требованиям компаний федерального уровня. "Во-первых, местные предприятия не всегда имеют достаточные мощности для обеспечения бесперебойных поставок больших объемов. Во-вторых, не всегда региональные производители соответствуют требованиям качества, которые к нам предъявляют Роспотребнадзор и ветеринарные службы", — рассказали в компании. Еще одной местной проблемой они считают недостаточно качественную упаковку продукции. В компании "Ашан" добавляют, что не всегда у локальных поставщиков есть в наличии полный пакет документов. "Иногда поставщик не зарегистрирован как юрлицо, не соглашается пройти аудит качества продукции или не способен наладить регулярные поставки в срок и в нужном объеме", — сообщили в пресс-службе ритейлера.
"Большая часть фальсификата в Свердловскую область приходит из других регионов". Сергей Емельянов, председатель совета директоров группы компаний "Хороший вкус"
— Проблема наличия фальсификата в продуктовых сетях Свердловской области не раз поднималась региональными властями и участниками рынка. На ваш взгляд, почему сложилась такая ситуация?
— Эта проблема характерна не только для нашей области, в масштабе всей России фальсификат встречается сплошь и рядом. Дело в том, что сегодня много производителей, много хороших предприятий и на рынке тесно. Поэтому есть переработчики, которые путем фальсификации удешевляют свою продукцию, чтобы можно было демпинговать.
— Есть ли понимание, какие продукты чаще всего не соответствуют заявленным нормам?
— В основном проблема касается "гостовской" продукции. Люди привыкли, что есть "Докторская", "Русская", "Молочная" колбаса, продукт на слуху, он традиционно качественный и достаточно дорогой, поскольку должен состоять только из мясного сырья. Недобросовестные производители применяют разные способы для его удешевления: добавляют влагосвязывающие агенты, по сути, продавая воду по цене мяса, добавляют растительный белок, заменяя дорогое сырье более дешевым. Это позволяет им прийти в сеть и сказать, что тот же самый продукт они поставляют на порядок дешевле, и занять свое место на полках.
— По вашим оценкам, присутствие фальсификата более характерно для продуктов местных или иногородних производителей?
— Мониторинг Роспотребнадзора показывает, что большая часть фальсификата привозится из других регионов. Причем порой серьезные, солидные предприятия, которые в своей области на слуху, занимаются фальсификатом. Иногородние производители затрачивают больше средств на доставку, чем местные, и это приходится как-то компенсировать. Но есть и наши производители, которые попадаются с подобной продукцией. Региональным предприятиям в ситуации, когда в область завозится много недоброкачественной дешевой продукции, выживать сложнее, и им приходится идти на это от безысходности.
— Каким образом можно уменьшить объемы фальсификата на торговых полках?
— Те штрафы, которые сегодня выписывают недобросовестным производителям, по сути дела, копеечные и, заработав на фальсификате, их можно легко оплачивать. Например, в этом году у нас выписан единственный штраф на 600 тыс. рублей в адрес одной из торговых сетей, за челябинского переработчика. Этот штраф они легко выплатили. Но чаще суд ограничивается штрафом в 10 тыс. рублей. Если же наказания ужесточатся, и за каждый случай фальсификата (а их выявляют на каждой проверке) будет взиматься максимальный штраф, то чтобы навести порядок, хватит менее полугода. Решение проблемы фальсификата в большей степени лежит в правовой плоскости. И, конечно, необходимо проводить информационную работу. В прошлый раз, когда "Мясной союз" занимался борьбой с фальсификатом, нам хватило двух публикаций списков недобросовестных переработчиков в СМИ, чтобы избавить область от фальсификата на год-полтора. Сейчас такие списки публикуются на сайте Роспотребнадзора. При желании, торговые сети могли бы решить вопрос с фальсификатом сами, но я не думаю, что без вмешательства СМИ и надзорных органов такое желание появится.
"Полки в магазинах не смогут вместить всех". Сергей Дегтярь, директор по взаимодействию с государственными органами власти Х5 Retail Group
— Федеральным сетям, которые выходят в регионы, часто ставят в укор то, что они неохотно пускают на свои полки продукцию местных производителей. Вы согласны с этим утверждением?
— С Х5 работают 10 тыс. производителей, более половины из них — местные, региональные. Так что неправда, что мы их не пускаем. Но если бы мы поставили на полки все то, что нам пытаются принести и у нас продать, нас бы возненавидели покупатели. Во-первых, не все поставщики готовы предлагать лучшую отпускную цену, не все могут обеспечить высокое качество продукции, не все стабильны в поставках. Во-вторых, полки в магазинах не смогут вместить всех. И конкуренция за полку, то есть за покупателя, среди поставщиков — нормальная рыночная практика. Например, у нас более 4 тыс. магазинов по стране, в которых в год совершается около 2 млрд покупок.
— Какие поставщики в итоге попадают на полки ваших магазинов?
— Те, кто эффективно организовал производство, ценообразование, контроль качества, маркетинг. Такие поставщики предпочитают не жаловаться, а стараются соответствовать требованиям современного ритейла. В итоге, работая с нами, они получают существенные конкурентные преимущества. С крупной федеральной сетью такой поставщик переходит в "высшую лигу" в своем сегменте. Возможно, у него больше затрат и инвестиций, но у него будет лучшее качество и конкурентная стоимость товара, высокая производительность, большие гарантированные объемы продаж, широкий рынок сбыта и в своем и в других регионах страны, где работает сеть. Матрица местной продукции постоянно меняется. Если какие-то поставщики уже работают с нами, то это не означает, что другие производители никогда не попадут к нам в сеть.
— То есть все упреки со стороны поставщиков надуманны?
— Мы не идеальны, но стараемся работать над этим. Во-первых, большим подспорьем для диалога с поставщиками и ритейлерами сейчас является Кодекс добросовестных практик, который был подписан в конце 2012 года Ассоциацией компаний розничной торговли и ведущими отраслевыми союзами поставщиков при посредничестве вице-премьера правительства РФ Игоря Шувалов. В рамках кодекса и поставщики, и ритейлеры получают возможность саморегулирования взаимоотношений путем открытого диалога, совместной разработки принципов договорной компании, контроля качества продукции, ценообразования, документооборота, санкций к нарушителям договоренностей. Это очень полезный документ и для поставщиков, и для ритейлеров. Основные положения кодекса мы включили в договоры поставок. Мы создали согласительную комиссию, которая будет разбираться в каждом случае недобросовестной работы наших менеджеров по закупкам или категорийных менеджеров. Кроме того, в каждом соглашении с регионом мы отдельным пунктом прописываем необходимость работы с местными производителями и поставщиками, исключения любых дискриминационных форм. При этом, конечно, рассчитываем и на взаимность со стороны властей. Чем больше будет у нас магазинов в регионе, тем больше местной продукции будет нами продаваться. Там, где выше конкуренция — там ниже цены. В любом случае выбор остается за покупателем. Он главный регулятор рынка.
Вопрос цены. Эксперт банка "БКС Премьер", Сергей Дейнека
Торговые сети предпочитают обращаться за продукцией к крупным внешним поставщикам (в том числе к зарубежным) по нескольким причинам. У них, как правило, нет проблем с ассортиментом товаров, объемами поставок и налаженной логистикой, поэтому торговым сетям с ними работать гораздо проще. Кроме того, у крупных поставщиков есть и еще одно важное преимущество — узнаваемость бренда потребителями: риск, что товар не будут покупать, существенно ниже. В связи с этим, одна из главных проблем небольших местных производителей — это сложности с "вхождением" в торговые сети, а также наличие искусственных барьеров, которые создаются сетями для поставщиков (например, определенная плата за позиционирование товара в торговой сети). Тем не менее, при выборе местного производителя торговая сеть ориентируется на качество продукции, которое может быть более высоким ввиду коротких сроков доставки, а также на цены, которые, как правило, у местных поставщиков более привлекательны, чем у внешних. Стоимость товаров, как правило, ниже за счет отсутствия издержек на импорт продукции (в случае если поставщик зарубежный), а также на ее транспортировку. К тому же, крупные поставщики могут завышать цены за счет известности бренда.
Тем не менее, многие торговые сети признают, что крупные поставщики часто смотрятся предпочтительнее даже несмотря на более высокие цены. Например, контроль качества продукции у небольших местных поставщиков может быть недостаточно налаженным, и обращение к местному производителю несет в себе большие риски, чем в случае с иногородним или зарубежным.
Одно из необходимых условий успешного развития местного предприятия — правильно адресованная реклама, так как без этого невозможно будет обратить на свой продукт внимание и выделить его на рынке, какими бы замечательными свойствами он не обладал.
При этом стоит отметить, что доля местных производителей в разных регионах России сильно колеблется: в некоторых регионах (например, на юге Европейской части) может доходить до 60–70%, а в некоторых — стремиться к нулю в силу определенных особенностей.
В случае усиления позиций местных предприятий и их дальнейшего развития увеличится ассортимент предлагаемой продукции. Крупные поставщики вынуждены будут либо конкурировать с ними, предлагая торговым сетям более выгодные условия (что может позитивно отразиться на потребителях), либо искать другие каналы сбыта.
Кроме того, нельзя забывать о таком аспекте, как собственное производство в торговых сетях. На стадии стабильного спроса, которая наблюдается сейчас во многих регионах, можно заработать не за счет увеличения объема продаж, а за счет снижения расходов во время производства продукции. Такие факторы, как наличие собственных (а не арендованных) складов, центров распределения продукции, отлаженная логистика внутри торговой сети, позволяют торговым сетям экономить на производстве продукции и предлагать более привлекательные цены.