Сеть салонов связи «Связной» не стала продлевать эксклюзивное дистрибьюторское соглашение с компанией Nec. Об этом «Сотовику» сообщили в пресс-службе ритейлера. Единственный аппарат, которым не захотел делиться с другими продавец – Nec e949. Остальные «Связной» планирует заменить на своих полках моделями других производителей.

Компания Nec вышла на российский рынок весной прошлого года. Мысль расширить свое присутствие на мировом рынке уже давно тревожила умы японского менеджмента компании, и быстроразвивающийся российский рынок сотовой связи в Стране восходящего солнца сочли наиболее перспективным. Генеральный директор бизнеса мобильных телефонов Nec Corporation Хироми Орикаса тогда поставил задачу — в течение нескольких лет занять 4-5% российского рынка. Однако, по мнению аналитиков, итоги первого года работы на российском рынке показали: из-за отсутствия поддержки продаж и неудачного выхода i-mode, с достижением этой цели у компании могут возникнуть трудности.

До недавнего времени эксклюзивные права на продажу i-mode-телефонов Nec на российском рынке принадлежали сотовой компании МТС (которая и пересадила «заморский» сервис на российскую почву), а также сети салонов связи «Связной». В конце прошлого года в Nec приняли решение привезти в Россию и другие модели своих телефонов, которые также эксклюзивно продавались в «Связном». Но, как удалось выяснить «Сотовику», с 31 марта возможность торговать японскими трубками появилась у всех участников рынка. «Эксклюзивные соглашения с МТС (по i-mode) и с Nec закончили свое действие 31 марта этого года, – сообщает руководитель отдела по связям с общественностью компании «Связной» Елена Ноготкова. – Договоры были заключены на 1-й квартал 2006 года с возможностью пролонгации, но мы не стали их продлевать в полной мере». Последняя фраза означает, что «Связной» оставил эксклюзив на ультратонкую модель e949 – по словам специалистов компании, ее продажи можно сравнить с RAZR от Motorola.

В «Связном» отметили две причины, которые повлияли на решение отказаться от эксклюзива. «Масштаб рекламной поддержки i-mode со стороны МТС не оправдал наших ожиданий, – отмечает Елена Ноготкова. – Что касается самих телефонов производителя: в низкой и средней ценовой категории достаточно на данный момент предложений от многих вендоров». Тем не менее, заканчивают эксклюзивное сотрудничество с Nec в «Связном» без обид. «Цифры продаж телефонов Nec, и, в частности, i-mode-моделей, вполне соответствуют уровню продвижения и поддержки бренда i-mode, – отмечает Елена Ноготкова. – Цифры нормальные и они нас устраивают, просто мы не видим необходимости в эксклюзивном сотрудничестве».

Любопытно, что о прекращении действия договоренности между «Связным» и Nec на рынке до сих пор не известно: компании не проводили по этому поводу пресс-конференции и не распространяли пресс-релизов. Тем не менее, когда корреспондент «Сотовика» поделился новостью с другими игроками рынка сотового ритейла, те не проявили особого рвения поторговать телефонами японского производителя. «Успех продаж моделей любого производителя зависит от нескольких факторов, – объясняет позицию своей компании руководитель службы по связям с общественностью Dixis Татьяна Москалева. – Во-первых, величины модельного ряда – ограниченность выбора не позволяет «приучить» потребителя к новой торговой марке. Во-вторых, от условий работы, предлагаемых дистрибьюторам. При существующем выборе моделей и производителей продавцов можно заинтересовать только гибкими условиями сотрудничества». В Dixis невысокие объемы продаж телефонов Nec объясняют как раз несоблюдением последнего условия.

Условия дистрибуции стали камнем преткновения и для других участников рынка. «Сейчас мы не продаем телефоны Nec. И в ближайшее время, по-видимому, не будем: не договорились о взаимовыгодных условиях», – объясняет ситуацию руководитель отдела по работе со СМИ и PR «Евросети» Татьяна Гуляева. А в «Альт-Телекоме» отметили, что «Nec не предложил ничего интересного».

Тем не менее, к диалогу с Nec ритейлеры открыты: «За последнее время представители Nec не обращались к нам с предложением о сотрудничестве, но, если такое предложение поступит, мы будем готовы его рассмотреть», – обещает директор по маркетингу Divizion Михаил Дмитриев.

Мы попросили прокомментировать ситуацию российское представительство Nec. В частности, нас интересовало, как может повлиять окончание эксклюзивного соглашения со «Связным» на долю трубок Nec на российском рынке. В компании отметили, что «ситуация сейчас меняется», но более подробный комментарий на момент написания статьи предоставить не смогли.

По оценкам исследовательской компании IDC, в 2005 году Nec продала в России около 65 тыс. телефонов, из них примерно 25-30% поддерживают i-mode. 65 тыс. – это не много. По оценке аналитического подразделения «Сотовика», в России в 2005 году было реализовано около 35 млн. сотовых телефонов. Доля Nec, таким образом, составила менее 0,3%. «По имеющимся у IDC сведениям, компания «Связной» продлила эксклюзивный договор с Nec только на две модели. Если Nec не заключит договоры с другими крупными дистрибьюторами, это не лучшим образом может отразиться на продажах компании, – считает аналитик компании IDC по рынку мобильных устройств Ксения Кирсанова. – Успешно может работать компания, занявшая не менее 1% рынка, а в условиях российского рынка для этого необходим более широкий модельный ряд, а не только модели высших ценовых сегментов». Если компания намерена увеличить свою долю в среднем ценовом сегменте, то ей придется комплексно решать вопросы дистрибуции, маркетинга, рекламы и сервисного обслуживания, то есть более агрессивно продвигать свою торговую марку, к чему, как показала практика, японские поставщики оказались не готовы, отмечают в IDC.

Собственный аналитик ИАА «Сотовик» Сергей Аверин считает, что отсутствие энтузиазма у ритейлеров – следствие низкого уровня продаж телефонов компании. «Nec – это очень сложная товарная группа. Это неплохие телефоны, но дорогие: их сложно «двигать» и тяжело продавать, – говорит Сергей Аверин. – Это связано с отсутствием реальной поддержки со стороны вендора. Кроме того, всем очевидно, что i-mode не имела того успеха, который ей прочили».

Пока самым верным «другом» Nec в России остается МТС. В пресс-службе оператора сообщили, что сотрудничество двух компаний продолжает развиваться. «У нас есть планы по совместному продвижению в России новых модельных рядов мобильных телефонов Nec, – говорит пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин. – Так, в данный момент мы совместно продвигаем флагманскую модель мобильных телефонов этого производителя – Nec 412. Мы предлагаем не только i-mode-телефоны Nec, но и просто GSM-модели».

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar