Кировские аптеки под эгидой региональной Ассоциации медицинских работников подписали меморандум, исключающий из продажи спиртосодержащие настойки объемом свыше 25 мл. По мнению подписавших документ, такие меры снизят потребление алкоголя в области и благоприятно скажутся на имидже аптек. Аналитики полагают, что подобные соглашения радикально не решат проблемы алкоголизации, поскольку рынок суррогата велик и способов достать дешевый алкоголь много. Антимонопольщики не исключают, что соглашение может нарушить законодательство.
Меморандум подписали представители десяти аптек Кировской области, в том числе восьми государственных (всего в регионе порядка 120 юрлиц и индивидуальных предпринимателей, управляющих аптечным бизнесом). Они добровольно отказались от реализации спиртосодержащих настоек и других жидкостей «двойного назначения» (медицинского и немедицинского применения) фасовкой более 25 мл. Как объясняют подписавшиеся, настойки объемом 50 и 100 мл преимущественно используются для немедицинского потребления: в основном их приобретают алкоголики, которым гораздо выгоднее купить несколько флаконов настойки боярышника с 70-процентным содержанием спирта по 10 руб., чем бутылку водки, минимальная цена которой 125 руб. Если исключить из продажи такие настойки, это может сократить количество смертей, связанных с употреблением алкоголя (по данным департамента здравоохранения региона, таковых сейчас 40%), считают авторы меморандума.
Кировская область известна своими инициативами по борьбе с алкоголизацией. Губернатор Никита Белых публично отказался употреблять спиртное, а в конце 2010 года по его инициативе в регионе приняли целевую программу «Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения Кировской области» с финансированием до 2013 года более 13 млн руб. В 2010 году кировские депутаты приняли резонансный закон «об открытой бутылке», запрещающий появление в общественных местах с алкоголем. В июле 2012 года запрет на продажу спиртосодержащих настоек обсуждали на заседании региональной Общественной палаты. Причем речь шла не только об аптеках, но и об отделениях «Почты России».
Глава департамента здравоохранения Кировской области Елена Утемова рассказала „Ъ“, что представители почты были на подписании меморандума и готовы постепенно отказаться от продажи спиртосодержащей продукции сначала в Кирове, а потом во всем регионе: «Прекратить продажу настоек одномоментно «Почта России» не может. Как пояснили ее представители, продукция уже закуплена, и ее нужно реализовать». По мнению Елены Утемовой, отказ от продажи спиртовых настоек скажется не только на здоровье кировчан, но и на имидже аптек: «Неприятно видеть в аптеке людей соответствующего контингента, которые стоят в очереди за „боярышником“». «Нам не нужны алкоголики в торговом зале, поэтому мы не торгуем стограммовыми спиртовыми настойками», — соглашается подписавшая меморандум директор КОГУП «Городская аптека № 120» Вера Ожегова. «В основе этих настоек даже не пищевые спирты, а токсичные гидролизные», — продолжает предпринимательница Ольга Попова, владеющая сетью аптек в Кирове.
Аналитики оценивают инициативу скептически. «Зависимые всегда найдут способ достать дешевый алкоголь. А производители таких настоек, если подобные соглашения начнут угрожать бизнесу, просто перейдут на мелкую упаковку», — говорит глава аналитической компании RMBC Мария Денисова. Руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз добавляет, что в целом «на уровень алкоголизации влияет не продажа спиртовых настоек, а катастрофически низкое качество жизни»: «Российским малоимущим нормальный алкоголь просто не доступен. Бутылка водки стоит 125 руб. при средней зарплате в регионах 6 тыс. руб., тогда как в Европе гражданин при зарплате в 900 евро покупает алкоголь за 4,5 евро». По мнению Вадима Дробиза, несоответствие доходов населения ценам на качественный алкоголь порождает рост рынка суррогата: «В 2011 году в структуре потребления крепкого алкоголя треть рынка, а это 800 млн л, пришлась на легальный алкоголь, еще треть на нелегальный и треть на суррогат, куда входят аптечные настойки. В прошлом году в переводе на сорокаградусные напитки их было продано 150–200 млн л». В качестве выхода из ситуации господин Дробиз предлагает продавать аптечные спиртовые настойки по рецептам.
Оценивая соглашение кировских аптек, со своей стороны специалисты Федеральной антимонопольной службы не исключают, что документ может нарушить законодательство — своим меморандумом фармацевты фактически ограничивают доступ покупателей к продукции. «Если же соглашение подписали аптечные сети, занимающие доминирующее положение на рынке, то их действия могут квалифицироваться как сговор», — отметил сотрудник нижегородского управления ФАС.