Константин Тюлягин, директор ЦЧФ Х5 Retail Group рассказывает о стратегических планах компании и о том, чему научил экономический кризис.

— Константин, скажите, пожалуйста, как вы оцениваете сегодняшнее состояние рынка, как компания Х5 Retail Group пережила кризис?
— Думаю, что в эйфорию впадать пока рано. Можно сказать, что рынок только-только стабилизируется. Кризис смогли преодолеть те компании, которые оперативно реагировали на изменение ситуации: смогли существенно повысить свою эффективность, в том числе и в управлении денежными потоками, а также смогли гибко реагировать на изменение покупательских предпочтений. Выбранная X5 Retail Group мультиформатная стратегия (от ред. — Х5 развивает форматы дискаунтер «Пятерочка», супермаркет «Перекресток» и гипермаркет «Карусель») позволила более гибко реагировать на изменения покупательских предпочтений, при этом избегая «резких движений» и необратимых решений в отношении какого-то определенного формата. По итогам 2009 года рост выручки LFL в среднем по X5 cоставил 10% при росте трафика на 5%. — Это лучший результат в отрасли и мы по праву им гордимся.

— Какой из форматов сегодня наиболее востребован и показывает наилучшие результаты?
— Стабильный рост, несмотря на кризис, демонстрировали и демонстрируют наши дискаунтеры. А в Центрально-Черноземном филиале Х5 Retail Group дискаунтеры и вовсе самые передовые. По отношению к предыдущему году в товарообороте дискаунтеры ЦЧФ «приросли» на 40,6%. Это на 7% выше, чем в целом по Х5. Средний чек увеличился на 5%. Именно на дискаунтеры мы делаем ставку и в 2010 году. Наша задача – органическое развитие за счет прирастания новыми торговыми площадками. Нам по-прежнему интересны помещения под аренду наших дискаунтеров, площадью от 400 кв. метров, как в городе, так и в районных центрах Липецка. 

— А как ведут себя в новых экономических условиях собственники помещений?
— По сравнению с докризисным временем мы получаем предложения об аренде помещений на треть дешевле. 

— Константин, X5 критично относилась к некоторым статьям законопроекта «О торговле». И тем не менее закон принят. Как складываются ваши отношения с поставщиками? Успеваете ли перезаключить договора с поставщиками в отведенный для этого срок до 1 августа.
— Сейчас, когда закон уже принят и вступил в действие, продолжать критиковать те или иные его нормы неконструктивно. Если в нем есть какие-то несовершенства, то жизнь сама все расставит на свои места и если будет необходимо – заставит внести поправки. Наши усилия направлены на то, чтобы построить нашу деятельность в строгом соответствии с требованиями закона. Мы приняли решение не искать обходных путей и будем максимально скрупулезно соблюдать все требования закона. Мы также попытаемся получить максимальную выгоду для наших покупателей и максимальное конкурентное преимущество от действий этого закона. Теперь Х5 не увязывает листинговые платежи с договором. У нас официально публикуются расценки на дополнительные маркетинговые услуги для тех, кто хочет ими воспользоваться. Дирекция по закупкам фокусируется только на чистой цене товара – net-net цене. Стоимость продукции поставщиков мы пересчитываем исходя из этих цен. Кроме того мы сократим издержки, сократив количество ассортиментных позиций. Все товары с низкими рейтингами продаж постепенно исчезнут с наших полок. Останутся не те товары, продажа которых выгодна поставщику, а те, которые востребованы покупателем. Кроме того, снизится закупочная цена товара. За счет ретро-бонуса мы кредитовали поставщиков, теперь этого нет. Это позволит нам не только компенсировать предусмотренные законом сокращения отсрочек платежей, но снижать цены для покупателей. До 1 августа все договора будут приведены в соответствие с новым законом «О торговле».

— Многие аналитики предполагали, что после вступления в силу нового закона резко вырастут цены на продукты питания. Однако Х5 вновь объявила о снижении цены, теперь уже в «Перекрестках»!
— X5 уже не первый год последовательно проводит политику ценообразования, направленную на сдерживание роста цен и продуктовой инфляции в стране в целом. Новое снижение цен стало возможным благодаря нашей постоянной работе по повышению эффективности, что позволяет сокращать операционные расходы и инвестировать полученную прибыль в цены. Согласно новой политике супермаркетов, произошло революционное снижение цен — в среднем на 20%. Цены снижены на более чем 3500 наименований товаров, среди которых молочная и мясная гастрономия, свежие овощи, рыба и морепродукты, замороженные продукты, детское питание, бакалея, соки, воды, а также алкоголь и некоторые сопутствующие товары.
А цена на 5% этого ассортимента – на социально-значимые и самые востребованные товары – и вовсе будет формироваться как минимальная цена рынка.

— Добровольная сертификация продукции, новый закон «О торговле», запрещающий теперь возвращать нереализованную продукцию поставщику… Как в таких жестких условиях собираетесь торговать, не просочится просроченный или некачественный товар на полки?
— Не просочится. Для нашей компании по сути ничего не изменилось. Отбор продукции по качеству всегда производился на самом высоком уровне. В нашей компании есть не только управление по контролю за качеством продукции, но и отдел по контролю за соблюдением прав потребителей. В аккредитованных испытательных центрах регулярно проводятся лабораторные исследования серийно выпускаемой пищевой продукции и непродовольственных товаров. Обязательны исследования органолептических, физико-химических показателей и микробиологических показателей качества продукции, а так же соответствие требованиям НТД (нормативно-технической документации).
Ежедневно в магазинах проводится «Час качества», когда порченный, с истекшим сроком годности товар снимается с реализации. В среднем по Х5 на списание приходится 1.7-1.8% товарооборота. Если брать крупный супермаркет, то это примерно 150 килограмм продукции. В наших магазинах должен продаваться только качественный товар – это главный принцип Х5, и мы его строго соблюдаем. 

— Одним из стратегических направлений Х5 называет увеличение доли собственных торговых марок в ассортименте магазинов. Чем известные бренды не устраивают?
— Если это не просто бренд, а продукция, которая, действительно, нравится покупателю, пользуется хорошим спросом, то она не может не устраивать нас. А вот непопулярные товары мы, действительно, готовы потеснить собственными торговыми марками. Учитывая, что продукция под собственными торговыми марками в среднем на 10-20% дешевле брендов-аналогов, благодаря тому, что при этом мы экономим на маркетинговой составляющей, мы полагаем, что сегодня для private label открываются большие перспективы. Компания Х5 Retail Group задумала увеличить долю частных марок до 50% в ассортименте дискаунтера «Пятерочка», до 25% в супермаркетах «Перекресток» и до 10% в гипермаркетах «Карусель». Сейчас доля СТМ составляет 15% в обороте «Пятерочки», 6% — в «Перекрестке», 2% — в «Карусели». Тендеры на размещение заказов СТМ на предприятиях проводятся открыто (это так называемые электронные торги), и компании Черноземья тоже могут побороться за них. Для предприятия заказ на производство от Х5 – большое подспорье, ведь это гарантия объемов производства, сбыта продукции и, следовательно, доходности. У покупателей СТМ пользуется спросом, потому, что Х5 гарантирует качество продукции и низкую цену. Все это и есть социальная ответственность бизнеса и уважение к своему покупателю. Поэтому наша компания всегда прилагает максимум усилий для того, чтобы региону и его жителям было комфортно от развития наших торговых сетей.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments