Российская фонографическая ассоциация требует у клубов, магазинов и кафе от 0,2% до 6% их доходов за музыку из динамиков. Участники рынка считают, что запись не должна быть дороже живого музыканта.

Российская фонографическая ассоциация (РФА) начала рассылать по сетевым магазинам, ресторанам и фитнес-центрам письма, в которых потребовала заключить с ней договор и платить за публичное использование фонограмм (публичным считается любое проигрывание трека в открытом для свободного посещения месте), пишут «Ведомости». Как рассказала газете директор юридического департамента РФА Ольга Кононенко, с начала года ее организация направила порядка 120 писем в московские организации и около 70 в – петербургские. Наиболее крупные из них – ритейлеры IKEA, «Ашан», ГУМ и ЦУМ, петербургские гипермаркеты «O'Кей», а также сети «Кофе Хаус», «Кафе Макс», фитнес-центры «Планета-Фитнес». «Люди не понимают, что используют чужую интеллектуальную собственность», – говорит Кононенко. Если компании откажутся платить за фонограммы, РФА готова судиться.

Аппетиты РФА

В РФА полагают, что имеют право на 6% доходов клубов с платным входом, на 5% затрат на проведение концертов, спортивных соревнований и показов мод, а предприятия общепита и клубы с бесплатным входом должны ассоциации 1% дохода. Меньше всего требуют с магазинов – 0,2% дохода. В будущем ассоциация планирует получать $750 млн отчислений в год. На 2006 г. планы выглядят гораздо скромнее – $6 млн. Однако участники рынка и эксперты указывают на завышенные аппетиты РФА. Ни один магазин, клуб или бар не станет платить процент от дохода, если за сравнимые деньги он сможет пригласить музыкантов, которые обеспечат «живую» музыку. Кроме того, если РФА удастся добиться своего, владельцам клубов придется включить новую статью расходов в стоимость билетов, а владельцам кафе, соответственно, поднять цены в меню.

Много отчислений из ничего

Напомним, что петербургское отделение РФА открылось в марте прошлого года. Оно сразу же заявило о том, что будет требовать отчисления за использование фонограмм с торговых точек и заведений общепита. Годовой план был одобрен на уровне $1 млн сборов. Согласно информации РФА, 50% этой суммы получат непосредственно исполнители, 80% от оставшейся – производители фонограмм и 20% – РФА. Многие радиостанции отказывались платить ассоциации, аргументируя это тем, что уже делают отчисления Российскому авторскому обществу (РАО). Но в РФА считают, что этого недостаточно. Дело в том, что РАО защищает только права авторов, а РФА – смежные права производителей фонограмм и исполнителей.

Дорогая мелодия

Правообладатели иногда находятся самым неожиданным образом и предъявляют претензии сразу на миллионы. Напомним, год назад стало известно, что внук композитора Василия Соловьева-Седого Василий Владиславович подал в суд на Октябрьскую железную дорогу за использование произведения своего деда под названием «Вечерняя песня», более известного как «Город над вольной Невой». Фрагменты мелодии сопровождали объявления диктора на Московском, Финляндском и Витебском вокзалах Северной столицы. По оценкам экспертов, размер исковых требований составлял не менее 1,6 млн рублей.

Справка:

Российская фонографическая ассоциация (РФА, основана в 2003 г.) управляет правами производителей фонограмм и исполнителей. Участниками РФА являются компании BMG Russia, Universal Music, «Сони Мьюзик Энтертэйнмент», «С.Б.А./Гала Рекордз», «Артстарз Студия Союз», «Реал Рекордз» и др., а также исполнители Филипп Киркоров, Борис Гребенщиков, Валерий Меладзе, Евгений Хавтан и др. По данным РФА, в ее каталог входят до 80% фонограмм, имеющих хождение в России.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar