Испанская группа Inditex выкупила бизнес у одного из своих российских франчайзи — ЗАО “Стокманн-Краносельская”, дочерней компании финской Stockmann. За шесть магазинов Zara владелец брэнда заплатил 41,5 млн евро. Теперь испанцы собираются развивать Zara в России самостоятельно.

В России Inditex появилась в 2002 г., когда продала компании Stockmann лицензию на открытие магазинов Zara (костюм стоит в среднем $100-300). В 2003 г. Inditex обзавелась еще одним франчайзи в России — компания Arts Group (марки Mango, Promod, Jennyfer, Castro, It+) приобрела лицензию на молодежные магазины Pull & Bear (джинсы от $50). Франчайзинговый договор со Stockmann должен был действовать до 2010 г., но вчера финская компания объявила о продаже сети Zara франчайзеру. Как говорится в заявлении Stockmann, шесть московских магазинов, выручка которых в 2005 г. составила около 46 млн евро, были проданы Inditex за 41,5 млн евро (с учетом задолженности сети). До конца мая сделку должна одобрить Федеральная антимонопольная служба.

“Сейчас на российском рынке время продавать и покупать, — говорит Юсси Куутса, директор по международным операциям Stockmann. — Они [Inditex] решили сосредоточиться на своем бизнесе, мы — на своем”. По словам пресс-секретаря Inditex Рауля Эстрадера, компания предпочитает использовать франчайзинг только на небольших рынках, где ей требуется надежный партнер. Но 90% продаж Inditex на больших рынках, таких как Россия, приходится на собственные магазины. По словам исполнительного вице-президента Stockmann Хайкки Ванонена, компании рассматривали возможность продления франчайзингового соглашения после 2010 г., но это имело бы смысл только в случае, если кроме Zara финский партнер занимался бы продвижением в России других марок Inditex — Oysho, Massimo Dutti, Pull & Bear, Bershka и Stradivarius. Но договориться об этом не удалось.

После продажи Zara финны собираются сосредоточиться на развитии собственной марки — Stockmann. Вчера компания подписала договор аренды в ТК “Мега-III” на юго-востоке Москвы для четвертого универмага. Кроме того, она управляет здесь семью магазинами Seppala, четырьмя Bestseller и др. В 2007 г. компания собирается открывать в России еще один формат — Hobby Hall, специализирующийся на торговле по каталогам.

Алексей Волков, директор по маркетингу компании “Номенар” (марки S. Oliver, Zolla), считает, что интересы Stockmann и Zara могли пересекаться. “Финнам выгоднее вкладывать деньги в продвижение собственной марки”, — считает он. Кроме того, Inditex была не очень довольна развитием Zara в России. “Они принципиально не тратятся на рекламу, предпочитая вкладывать деньги в аренду помещений в центре города. Фактически только Zara на Тверской отвечала этим условиям”, — говорит Волков.

Справка:

Inditex Group объединяет около 2250 магазинов в 56 странах под брэндами Zara, Oysho, Massimo Dutti и проч. В 2004 г. выручка Inditex составила свыше $5,7 млрд, из них на брэнд Zara приходится около $4,7 млрд. Компания Stockmann работает в Финляндии, Прибалтике и России. Оборот Stockmann Group в 2005 г. составил около 1,85 млрд евро.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar