Финский ретейлер Stockmann сообщил о продаже своих российских торговых центров. Покупателем стала компания Reviva Holdings Limited, которая является владельцем Debruss (российской франшизы сети международных универмагов Debenhams). Сумма сделки составит всего €5 млн.

За эти деньги компания московского предпринимателя Якова Панченко получает 100% АО "Стокманн". Это семь универмагов Stokmann с выручкой в прошлом году 13,8 млрд руб. (-1,4% к предыдущему году) и чистой прибылью в 1,7 млрд руб. по российской системе бухучета (против убытка годом ранее). Финская сторона – холдинг Stokmann – заявляет о многолетней убыточности своего российского бизнеса – видимо, речь идет о показателях в евро и другой системе учета.

Сделка будет закрыта к 31 января 2016 г. После завершения сделки, "Стокманн" оставит себе в России лишь бизнес в сфере недвижимости. В 2010 г. компания построила на площади Восстания в Петербурге один из самых знаковых торговых комплексов ТК "Невский Центр", и теперь намерена продолжить получать ренту от него. В 2014 г. его выручка составила 1,2 млрд руб, чистая прибыть – 121,8 млн руб.

Покупатель, от лица которого выступает Яков Панченко, уже заявил, что в "Невском центре" универмаг Stokmann будет заменен на Debenhams. Тем не менее, права на торговый знак в России у Reviva сохранятся на два года, и пока что речь идет о том, что Stokmann и Debenhams будут развиваться параллельно. Первый Debenhams был открыт в московской "Меге Белая Дача" в сентябре 2012 г.

"В течение последних лет наша розничная сеть приносила убытки, что в значительной степени связано с ослаблением курса рубля. В результате продажи российского подразделения концерн "Стокманн" планирует выход из кризиса и улучшение финансовых показателей. Планируемая сделка не только поможет сохранить существующую связь с нашими российскими покупателями, но и рабочие места сотрудников российского офиса", — говорит Пер Телин (Per Thelin), генеральный директор концерна "Стокманн".

Формат "Стокманна" был нетипичным для российского ретейла – универмаг среднего класса включал продуктовый отдел, магазины одежды, обуви, парфюмерии.

Бизнес финских ретейлеров в России переживает непростые времена. Сокращает свои магазины FMCG ретейлер Prisma, ушла сеть "Супер Сива", хорошо только себя чувствует группа Kesko (магазины  К-Раута, К-Руока, Intersport). Микко Хеландер, президент и главный исполнительный директор Kesko, объясняет — компания показала хорошие результаты по итогам третьего квартала этого года и её финансовые позиции также остаются сильными.В местных валютах чистый объем продаж компании Kesko за прошедший квартал за пределами Финляндии увеличился на 12%. Финансовое положение Kesko стабильно, наличие ликвидных активов и положительного баланса позволяет Kesko осуществлять новые инвестиции даже в случае возникновения финансово-нестабильной ситуации в одной из 8 стран присутствия компании.

"Сделка стала знаковой для розничного бизнеса, на место одного иностранного игрока приходит другой, однако, странно, что в довольно "сытые" годы 2010-2014 гг. компания так и не смогла выйти в России в плюс. Если это так, то дальше делать этой компании на нашем рынке нечего – дальше ему будет только хуже",- говорит глава Центра исследований потребительского рынка Даниил Сомов.

"Вместе с тем, цена в 5 млн евро, о которой заявляет Stokmann, — это ничтожно мало для такого знакового игрока. Она указывает на то, что дела у него шли очень плохо уже очень давно, и по-хорошему, продавать этот бизнес финнам надо было его год назад, — говорит Даниил Сомов. — Скорее всего, многие крупные игроки рынка сейчас кусают локти, что не сумели воспользоваться слабостью Stokmann и приобрести по дешевке права на него".

Как считают эксперты, финский бизнес в России подкосило изменение курса валют, а FMCG сегмент — продуктовое эмбарго. Как поясняла в СМИ генеральный директор Prisma Марита Коскинен, ретейлеру пришлось искать новых поставщиков, временно упали продажи, особенно в молочной группе, компания лишилась важного поставщика – компании Valio. Но "Стокманну" в России помешали и другие причины, по словам генерального директора сети "Азбука вкуса" Владимира Садовина, у компании  внутрикорпоративные разногласия.

Андрей Яковлев, генеральный директор торговой сети "Глобус Гурмэ", объясняет уход ретейлера из России убыточностью деятельности, о чем говорит и сама компания.

Примечательно, что в заявлении о покупке финского бизнеса Reviva заявляет о выручке сети за 2014 г. в €240 млн. По данным самой компании, отраженной и в российской, и в финской отчетности речь идет о большей сумме – более €280 млн. Возможно, такое расхождение в цифрах связано с тем, что финны учитывали в российском бизнесе работу бредов Lindex и Seppälä. Почти все российские магазины этих сетей сейчас закрыты. Однако, возможно, дело в чем-то другом, и это расхождение в цифрах как раз и объясняет то, что финские владельцы называли бизнес Stokmann убыточным, хотя по РСБУ он показывал весьма солидную чистую прибыль.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar
wpDiscuz