Российские шинники увидели угрозу своему благополучию в импорте подержанных шин и просят правительство ввести ограничения на их ввоз. Первым шагом может стать увеличение денежной составляющей пошлины (ее ставка 20%), с тем чтобы ввоз покрышки обходился не менее чем в 20 евро. А если удастся договориться со странами Таможенного союза, то ввоз использованных шин может быть и вовсе запрещен.
Как рассказали РБК daily источники, близкие к Минпромторгу, в ближайшее время может быть подготовлено решение об изменении ставок импортных пошлин на бывшие в употреблении и восстановленные шины. Действующая сейчас пошлина составляет 20% от стоимости как восстановленных, так и бывших в употреблении шин всех видов, кроме покрышек для легковушек,— для них пошлина составляет 20%, но не менее 6,9 евро за штуку. Изменение ставки инициировала компания «Сибур — Русские шины», предложив правительству ввести специфическую составляющую для всех видов шин в размере не менее 20 евро за штуку.
Как пояснил РБК daily заместитель гендиректора «Сибур — Русские шины» Игорь Караваев, в настоящее время в Россию ввозится около миллиона бывших в употреблении шин, в основном из стран Западной Европы и Японии. Причем за 2006—2009 годы ввоз б/у покрышек удвоился. Производители уверены, что использование таких шин чревато проблемами с безопасностью движения и вредом для экологии. Так, ресурс восстановленных покрышек составляет лишь до 50% от новых, а б/у — не более 30%, что приводит к их частой замене, а значит, и к большему количеству отходов. Но такие покрышки пользуются спросом в России из-за низкой цены, ведь их западные владельцы избавляются от необходимости их утилизации и могут демпинговать, что серьезно бьет по местным производителям.
Действующие пошлины этой проблемы не снимают. Средняя стоимость б/у шины на границе около 10 долл., тогда как у новых — около 50 долл. за штуку. Пользующиеся наибольшим спросом восставленные грузовые шины в среднем декларируются по 82 долл. за штуку, тогда как новые — по 208 долл. По оценке «Сибур — Русские шины», повышение пошлин может сократить импорт б/у покрышек на 90%, а восстановленных — вполовину. При этом на снижении таможенных платежей бюджет потеряет лишь чуть более 2 млн долл., тогда как дополнительные налоги за счет замещающего роста продаж отечественной продукции дадут около 15 млн долл.
Впрочем, чиновники могут пойти и на более серьезный шаг и полностью запретить импорт бывших в употреблении покрышек. Соответствующее предложение уже поступило в Минпромторг. При этом такой запрет мог бы уже действовать еще с 2003 года, когда постановлением правительства в Россию был запрещен ввоз изношенных покрышек. Но в дальнейшем подзаконными актами был фактически снова разрешен ввоз изношенных покрышек, но «пригодных к дальнейшей эксплуатации». Как пояснили в Минпромторге, для таких шин никаких ограничений на ввоз сейчас нет. Покрышки, «утратившие потребительские свойства», а значит, требующие утилизации, можно провозить лишь транзитом, имея соответствующую лицензию и разрешения. И это еще одна головная боль для чиновников, ведь в реальности никто не указывает, что везет шины лишь для утилизации.
Но для полного запрета ввоза теперь требуется внести изменения в Единый перечень товаров, запрещенных к ввозу в рамках недавно созданного Таможенного союза, а значит, получить одобрение Белоруссии и Казахстана. Так как речь идет об отходах, Минпромторг предложил рассмотреть этот вопрос Минприроды. В ведомстве сообщили, что вопрос рассматривается, и даже считают, что предложение может быть одобрено органами союзных государств.