В 1994-м в Москве впервые появляется цивилизованный магазин товаров для ремонта. Сеть «Старик Хоттабыч» неплохо чувствует себя все девяностые — но с приходом в страну DIY-гипермаркетов переживёт раскол между основателями, столкнётся с проблемами позиционирования и к 2014-му распадётся.
Ремонт и стройка в ранние девяностые начинаются исключительно на рынках стройматериалов — других вариантов просто нет. Главный представитель формата — Каширский рынок — открывается в 1994-м; к тому моменту в одной только Москве уже работает куча стихийных базаров, где можно купить всё, от кирпичей до люстры.
Совершенно новый формат — современный магазин стройматериалов — запускают трое сокурсников, выпускники Института стали и сплавов Григорий Кожемякин, Артур Попельнюхов и Игорь Сосин. Стартовый капитал партнёрам приносит оптовая торговля напольными покрытиями; пойти в DIY-розницу с таким опытом очень логично. Первый магазин «Старик Хоттабыч» открывается в 1994-м на проспекте Вернадского. Сосин, Кожемякин и Попельнюхов делают там цивилизованный премиальный супермаркет товаров для стройки и ремонта: с открытой выкладкой, продавцами-консультантами, большим ассортиментом — фактически копируют формат успешных продуктовых и компьютерных магазинов. Акцент — на товарах для отделки, всё тех же напольных покрытиях, плитке, обоях, освещении. Название берут, как часто в те годы, «с потолка».
Тема стреляет: к концу девяностых у компании работают уже 11 магазинов, в том числе флагман на Соколе и представительства в Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону. Параллельно Сосин развивает производство пенопластовых панелей, ими торгуют и конкуренты, причём под видом импортных. Но вскоре в компании происходит раскол: Игорь Сосин покидает «Старика Хоттабыча» и берётся за развитие нового проекта.
Зарубежные DIY-сети начинают выходить в Россию только в двухтысячных, первая — IKEA в 2000-м, за ней понемногу приходят остальные. Строительные гипермаркеты быстро убьют относительно небольшие магазины — это очевидно Сосину, и в 2002-м он предлагает партнёрам перепрофилировать сеть в сторону крупных форматов. Но договориться не удаётся, и в 2003-м предприниматель продаёт свою долю и создаёт совместное предприятие с немецким OBI. Через некоторое время Кожемякин тоже приходит к мысли о гипермаркетах — но реализует её иначе: он, не бросая старый бизнес, запускает в относительно небольших городах сеть «Стройдепо» в формате магазина-склада. Расчёт прост: до таких городов европейцы будут добираться долго, и сеть успеет закрепиться и освоить рынок.
Всё это время «Стариком Хоттабычем» занимаются двое оставшихся основателей — Артур Попельнюхов и Григорий Кожемякин — по оригинальной схеме: каждый из них «правит» по два-три года, потом меняются. В результате компания каждые пару лет кардинально поворачивает в развитии, а параллельно продолжается управленческий кризис: за 20-летнюю историю ритейлер сменит 13 генеральных директоров. К концу 2000-х «Старик Хоттабыч» — странно дорогой магазин с маленьким ассортиментом и непонятным позиционированием: то ли это ещё премиальный супермаркет, то ли уже нет. Большинство помещений сети находятся в собственности компании, и если в девяностые это казалось преимуществом, то в двухтысячных удачные когда-то локации оказываются совершенно неэффективными. «Хоттабыч» стагнирует и медленно тонет — что выглядит совершенно логичным.
Сеть закроется в 2014-м, а судьбы трёх основателей сложатся совершенно по-разному. Григорий Кожемякин продолжит тянуть «Стройдепо», с переменным успехом сражаясь с «Леруа Мерлен». Артур Попельнюхов, и раньше не очень заметный в прессе, окончательно исчезнет из публичного поля. Игорь Сосин кроме OBI создаст фэшн-ритейлера Modis, будет заниматься ещё несколькими проектами — и дважды попадёт во все новости страны. В 2015-м его бывшую жену убьёт собственный сын, это будут долго обсасывать со всех сторон, активно связывая, конечно, с личностью отца. Второй же раз о предпринимателе вспомнят в конце 2020-го — когда 53-летний Игорь Сосин умрёт во время отдыха на Занзибаре.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.
Этот текст – часть нашей книги «История российской торговли: 90-е». Прямо сейчас мы собираем деньги на издание: можно (и нужно) оформить предзаказ на книгу. В цифровом виде выйдет 1/5 книжного материала (примерно 36 заметок из почти 200). Если мы не соберем средства и не продадим тираж, то материал, к сожалению, «ляжет в стол» до лучших времен, а скорее всего – никогда не выйдет.