Чиновники и правительственные эксперты согласовали поправки к закону «О защите прав потребителей», регулирующие работу агрегаторов товаров и услуг, крупнейшим из которых считается «Яндекс.Маркет». По мнению участников рынка, в законопроекте появилось корректное распределение ответственности между агрегатором и продавцом, а сами поправки максимально учитывают интересы потребителей и специфику бизнеса таких сервисов.

В распоряжении “Ъ” оказались поправки к закону «О защите прав потребителей», подготовленные и согласованные на площадке «Открытого правительства». Текст законопроекта дополняется пунктом об обязанности агрегатора довести до сведения потребителя информацию о себе и продавце, при этом из него исключен ряд подпунктов, которые вызвали резкую критику экспертов и участников рынка.

Законодательное определение агрегатора в новеллах ко второму чтению звучит как «агрегатор информации о товарах (услугах)». То есть такие сервисы будут предоставлять сведения именно о конкретных предложениях, предоставленные продавцом или исполнителем. «Необходимо отграничить информацию о конкретном предложении от любой информации, которая может распространяться через агрегатора (реклама, обзоры, справочная информация)»,— говорится в примечании к этой поправке.
Какие поправки подготовили к проекту об онлайн-агрегаторах

Согласно таблице поправок, из них исключили нововведения, предписывающие обязательный возврат агрегатором предоплаты потребителю, если сервис предоставил ему недостоверную информацию,— на это ранее предлагалось отвести десять дней. Кроме того, принятый в первом чтении проект по сути уравнивал продавца и агрегатора в отношении ответственности за достоверность информации о товаре, против чего также протестовали участники рынка.

«Теперь агрегатор несет ответственность перед потребителем за понесенные убытки, однако если он добровольно вернул покупателю предоплату, ответственность с него снимается,— констатирует президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров.— Не несет агрегатор ее и в случае, если самовольно не изменял информацию о товарах и услугах. Если карточка товара была изначально сформирована продавцом, и агрегатор, не искажая информации, показал ее потребителю, то ответственность за информацию будет нести продавец. Если же агрегатор скорректировал и дополнил характеристики, которые ввели в заблуждение, то он, безусловно, виноват».

В обсуждении проекта на площадке «Открытого правительства» совместно с экспертами участвовало и Минэкономики, подтвердила представитель этого ведомства Елена Лашкина. По ее словам, правительство поручило разработчику проекта Роспотребнадзору и другим ведомствам при участии экспертного совета при правительстве РФ подготовить законопроект ко второму чтению и доложить о результатах. В Роспотребнадзоре “Ъ” заявили, что выполнят «все процедуры, предусмотренные регламентом, в том числе в части публичных обсуждений и получения необходимых заключений».

По словам главы комитета Госдумы по информполитике Леонида Левина, второе чтение законопроекта состоится «скорее всего, в ходе осенней сессии» (с 29 августа по 31 декабря 2017 года).

Текущая версия поправок удовлетворяет экспертов и участников рынка, в том числе «Яндекс.Маркет», считающийся крупнейшим агрегатором рунета. По данным Mediascope, его аудитория в мае составила 19,4 млн россиян 12–64 лет; кроме того, там значилось около 144 млн предложений от 21,5 тыс. магазинов. По мнению представителя «Яндекс.Маркета», поправки максимально учитывают интересы потребителей и специфику бизнеса агрегаторов. «Мы ожидаем, что представленные поправки будут учтены в полной мере и позволят, с одной стороны, обеспечить защиту потребителей, а с другой — сохранить конкурентоспособность российских интернет-магазинов и агрегаторов»,— отметили в этой компании.

Поправки во многом снимают замечания индустрии, предлагают хороший баланс между защитой прав потребителей и интересами развития отрасли электронной торговли и вполне соответствуют европейскому опыту регулирования, соглашается руководитель аналитического отдела Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Они разграничивают ответственность агрегатора и продавца и упрощают возможность получения компенсации, вместе с тем защищая от потребительского «терроризма», констатирует эксперт.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments