По данным исследовательского фонда «Социум», в апреле 2009 г. средняя екатеринбургская семья тратила на продукты 2 447 руб. в неделю. Эта цифра больше прошлогодней, однако ритейлеры, учитывающие инфляцию и рост валютного курса, говорят, что продажи в торговых сетях сокращаются и до конца года отрицательная динамика сохранится. 

По сравнению с прошлым годом средний чек в торговых сетях увеличился незначительно, хотя, по данным Росстата, в 2008 г. продукты в России подорожали на 18% (игроки рынка считают, что реальная цифра больше). Если прежде рост оборота в екатеринбургских магазинах опережал инфляцию, то в первом квартале 2009 г. продажи сокращались, причем в некоторых сетях — каждый месяц. Активность покупателей повышали с помощью скидок и промоакций. Говоря о проблемах сбыта, ритейлеры выделяют две тенденции: а) лишних продуктов теперь никто не покупает; б) предпочтения потребителей постепенно смещаются из высшей ценовой категории в среднюю, из средней — в нижнюю. 

По мнению ритейлеров, расходы на еду сократила как минимум половина покупателей. Данные Nielsen по России говорят о том же — 44% опрошенных перешли на более дешевые марки продуктов питания. В «Социуме» на ситуацию смотрят с другой стороны — около 50% жителей Екатеринбурга покупают в магазинах те же продукты, что и раньше. Ольга Рыбакова, директор Центра маркетинговых исследований фонда «Социум»: «Судя по нашим опросам, далеко не все потребители изменили сложившиеся модели поведения. Малообеспеченные люди, ориентированные на распродажи и акции, связанные со скидками, поддерживают режим жесткой экономии. Представители высокодоходных групп в еде себя не ограничивают. Можно предположить, что изменения структуры потребления касаются среднего класса». 

Опрошенные «ДК» руководители бизнеса не признались, что стали тратить на еду меньше. Выводы «Социума» отчасти подтвердил Серик Гимранов, председатель совета директоров ООО «Ультра Си»: «Представители среднего класса перестали без особой нужды шататься по ресторанам, пить настоящий виски, летать на Бали и в Гоа, начали проще одеваться, новых коттеджей больше не строят. И теперь часто готовят дома — деликатесы уже приелись, понтов стало меньше. Сам я на питании пока не экономлю, хотя перед Новым годом купил много хорошего чаю — думал, пропадет после девальвации. Не пропал. Каюсь — запаниковал».
Расхожую гипотезу о том, что средний класс, урезая расходы на крупные покупки, компенсирует дефицит положительных эмоций за счет дорогих продуктов и вин, эксперты считают несостоятельной. Деликатесов, дорогого алкоголя и изделий собственного производства (салаты, мясные блюда, выпечка) торговые сети стали продавать меньше, а молока, яиц, картофеля, крупы и макарон — больше. Александр Комиссаров, генеральный директор ЗАО «Мегамарт»: «Я не поверю, что человек, который не смог, как планировал, поменять автомобиль, утешит себя, съев лишнюю банку икры. Мы видим другое — средний класс начал считать деньги. Даже состоятельные люди перестают покупать продукты в псевдопремиальных магазинах, где обычный ассортимент обходится на 20% дороже. Это логично — зачем при средней сумме покупки в 2 450 руб. (по данным «Социума») платить за то же самое на 500 руб. больше?» 

Не подтверждаются и прогнозы, что аудитория, отказавшаяся от регулярных походов в рестораны, начнет активно по­треблять полуфабрикаты высокой степени готовности. Александр Райсих, генеральный директор торговой сети «Звездный»: «Человек, который решил экономить на ужинах в ресторане, конечно, должен чем-то заполнять желудок, но я сомневаюсь, что покупка готовой котлеты — эквивалентная замена. Не говоря о том, что удельный вес завсегдатаев ресторанов невелик — из шести тысяч человек, ежедневно приходящих в наш магазин на Посадской, наберется, может быть, десять. Даже если они потратят крупные суммы, величина среднего чека практически не изменится». 

По прогнозам ритейлеров, существенного роста продаж до конца года не будет.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar