С ростом масштабов бизнеса перед многими ритейлерами встает вопрос о переходе на новую ERP-систему. Директор по информационным технологиям Finn Flare Александр Миронов и его коллега из компании «Евросеть» Александр Талалыкин собрались за виртуальным круглым столом, чтобы обсудить, как правильно выбрать систему и как минимизировать риски, сопровождающие внедрение

— Собираетесь ли вы менять информационную платформу в ближайшее время? С какими изменениями в вашем бизнесе это связано?

 Александр Миронов, директор по информационным технологиям сети Finn Flare: В 2010 г. мы перешли с системы Avarda на 1С. Это было связано с нашей региональной экспансией. Дело в том, что специалисты по поддержке 1С есть в каждом регионе, в то время как найти специалистов для Avarda нереально. Иметь собственный штат программистов в каждом городе – слишком затратно. В следующем году мы планируем перевести наш центральный офис на SAP, но точки продаж продолжат работать в 1С.

Вообще, смена программного обеспечения должна происходить раз в четыре-пять лет. По истечению этого периода обязательно надо что-то делать — внедрять новое ПО или обновлять текущее. Если пять лет ничего не менять, отстанешь от жизни и потеряешь конкурентные преимущества.

Александр Талалыкин, ИТ- директор компании «Евросеть»: Внедрение новой системы всегда вопрос экономической целесообразности. Систему можно обновлять хоть каждые полгода, добавляя все новые и новые функции. Наша компания работает на ERP-системе SAP с 2005 г. В январе 2011 г. мы закончили переход с версии 4.7 на версию 6.0.

— Как долго существующая информационная система сможет поддерживать изменения бизнеса? Как просчитать “точку перехода”?

«Евросеть»: Если вы изначально правильно выбрали платформу, пользоваться ей можно очень долго. Однако производитель рано или поздно снимает старую версию с поддержки. Поэтому если долго «сидеть» на старой версии, стоимость ее эксплуатации будет увеличиваться. Поэтому точка обновления системы просчитывается по простой формуле: когда инвестировать во внедрение новой системы будет дешевле, чем платить за поддержку старой.

Finn Flare: — Просчитать точку перехода можно заранее — с помощью мысленного эксперимента. Например, мы анализируем стратегические планы компании и понимаем, что через несколько лет количество магазинов удвоится. Мы смотрим на состояние текущей производительности системы и экстраполируем тот рост объемов данных, который обеспечат новые торговые точки. Можно, конечно, проводить еще нагрузочные тесты. Но все-таки реальность такова, что горизонт планирования российских компаний редко превышает три года. Чаще всего что-то начинают делать, когда проблема уже возникла.

Самый лучший показатель — это производительность системы. Так, если аналитические отчеты за неделю формируются мгновенно – значит все хорошо. Если на это уходит больше 10 минут, это значит, что система не справляется. То же самое с перекачиванием данных из точек продаж. Если вы не справляетесь с этим за ночь, это верный признак, что надо менять систему, иначе вы не сможете оперативно управлять движением товара в вашей сети.

— Как выбрать новую систему? Какими свойствами она должна обладать?

«Евросеть»: — Во-первых, система должна быть масштабируемой. То есть в случае роста количества обрабатываемой информации, вам достаточно купить более мощные сервера и пока не задумываться о новой системе. Во-вторых, решение должно охватывать все текущие бизнес-процессы компании. В-третьих, это должно быть решение от известного производителя. У вас должна быть уверенность, что эта компания будет работать на рынке через пять лет и кардинально не изменит направление деятельности.

Finn Flare: — Сама система должна быть масштабируемой, то есть при открытии новых филиалов не должно расти число сотрудников центрально офиса для их поддержки. Во-вторых, система должна быть настраиваемой и гибкой, то есть адаптироваться под изменение бизнес-процессов. В-третьих, важную роль играет качество сопроводительной документации и наличие специалистов по ее поддержке. Разумеется, комбинация этих параметров для каждой компании своя. Например, у SAP хорошая документация, но очень дорогие специалисты и очень длительный и дорогостоящий этап внедрения. Устанавливать 1С — просто и дешево, специалисты по ее поддержке есть в каждом городе, но документация не столь хороша, как у SAP.

При выборе консультанта важно знать, насколько у него большой опыт в автоматизации компаний в вашем сегменте. Кроме того, имеет смысл поинтересоваться у коллег, довольны ли они системой, которую используют. Когда мы принимали решение о смене системы, то ездили в гости в компании «Бауцентр» и «Бананамама».

— С какими рисками сопряжено внедрение новой ERP? Как их избежать?

Finn Flare: — Что касается самого процесса внедрения, мы выделяем две группы рисков. Первая – это технические риски. Если меняется система, меняется структура данных. Новые данные могут не поддаваться анализу или быть не удобными для анализа. Наши потери в данном случае – это время и деньги, которые придется затратить на «доводку» системы. Вторая – это критические риски. Например, остановка деятельности магазина, которая грозит потерей дохода. Избежать этих рисков нельзя, но можно ими управлять. Поэтому при заключении договора с ИТ-компанией, которая занимается внедрением, составляется график этапов проекта и прописываются возможные риски для каждого этапа и действия ИТ-компании и ритейлера в данном случае.

«Евросеть»: — Если вы внедряете самую новую версию какой-то системы, вы, безусловно, сильно рискуете. Все знают, что иногда производители отзывают автомобили, так как обнаруживают в них недоработки. С программными продуктами это происходит еще чаще, чем с машинами. Поэтому ритейлеры выбирают версию, которая на 1-2 выпуска отстает от последней. Внедрять самую новую версию решаются только те, кто совсем безнадежно отстал от жизни.


Другие мнения

Геннадий Беседин, ИТ-директор ГК «Вестер»:

Выбрать систему можно только лично и глубоко зная особенности основных платформ-игроков на конкретном рынке. Я бы не рискнул довериться мнению посторонних консультантов.

Олег Вайнберг, ИТ-директор «Компьютер-центр «Кей»:

Просчитать «точку перехода» предельно просто. Если, по вашему мнению, через два года ваша система начнет ограничивать развитие бизнеса — самое время начинать. Год вы будете выбирать платформу, утверждать бюджет, искать подрядчика. И год внедряться. Чтобы поймать этот момент, ИТ-директор должен быть равноправным членом совета директоров и наравне со всеми управлять бизнесом. Тогда он сам это почувствует. Образование также играет важную роль. Вообще, MBA для члена совета директоров должно быть нормой.

Дмитрий Карпеко, ИТ-директор «Обувь России»:

Выбор той или иной информационной системы зависит от потребностей бизнеса. Адекватность решения обеспечивается обязательным участием ИТ-директора, который должен иметь соответствующие полномочия для принятия решений. Естественно, ИТ-директор должен представлять себе стратегию развития компании и принимать участие в ее формировании.
Чем более универсально решение — тем оно дешевле не только в начальных затратах, но и в процессе сопровождения в дальнейшем. Например, «Обувь России» использует 1С 8, и это решение нас полностью устраивает, как с точки зрения бухгалтерского, так и с точки зрения управленческого учета. Тем не менее, мы готовы к ситуации, когда по мере развиия бизнеса возможности 1С нас перестанут удовлетворять. На этот случай уже выбрано другое решение от одного из мировых лидеров ИТ-индустрии, определены возможные партнеры и бюджет, необходимый для замены информационной системы.

 

Перейти к содежанию обзора «В ожидании 2012. Новейшие технологии в ритейле»

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments