Появление онлайн-магазинов мобильных приложений позволило смартфонам выйти на массовый рынок, перестав быть устройствами, ориентированными только на бизнес-пользователей. Стремительный рост доходов от продажи приложений и от размещения в них рекламы привлекает к разработкам новых игроков — как небольшие стартапы, так и крупные софтверные компании.

Все по системе

Наличие развитой операционной системы, открытой для создания программного обеспечения сторонними разработчиками, изначально было главной особенностью смартфонов. Широкое распространение приложений для них началось с появления в 2001 году первой коммерчески успешной платформы Symbian OS 6.0 — возможность установки приложений пользователями была одной из главных характеристик ее первых версий. Приблизительно в то же время у разработчиков появилась возможность писать программы под платформу Microsoft Pocket PC 2000, на базе которой в дальнейшем была создана Windows Mobile. В 2003-2004 годах поддержку сторонних приложений получили Blackberry OS и Palm OS. Но наибольшей популярностью у программистов пользовалась именно Symbian — во-первых, смартфоны на этой платформе занимали к 2007 году 60% рынка, а во-вторых, она являлась открытой системой и предоставляла широкий спектр средств разработки.

Первые приложения для смартфонов, как и сами устройства, были ориентированы в основном на бизнес-сегмент. Разработчики предлагали пользователям различные инструменты для работы с электронной почтой, документами, презентациями и таблицами. С развитием беспроводного интернет-доступа и появлением поддержки Wi-Fi-сетей для смартфонов появились браузеры и мессенджеры, а с распространением GPS-навигации — электронные карты. К тому же всегда были популярными различные игры. Но для их установки, как правило, нужно было приложить немало усилий: найти нужную программу на сайте разработчика, скачать ее на компьютер и только потом установить на смартфон.

Через год после появления первого устройства под управлением системы iOS, ознаменовавшего новый этап развития смартфонов, в июле 2008 года появился первый современный магазин приложений App Store. Авторы системы предложили разработчикам удобный механизм продвижения собственных продуктов, а пользователям — возможность найти все необходимые программы в одном месте, скачать и установить их прямо на смартфон. Всего за первый месяц работы с App Store было скачано около 60 млн копий, а за полгода число закачек составило 0,5 млрд — ассортимент магазина насчитывал тогда уже более 15 тыс. наименований платных и бесплатных приложений. Вслед за App Store, с запуском операционной системы Android появился и онлайн-магазин Android Market. В 2009 году создаются магазины App World для Blackberry OS и Ovi Store для Symbian. А в 2010-м, вместе с выходом Windows Phone 7, Microsoft представила Windows Phone Marketplace. По данным самих магазинов, в июле они предлагали пользователям более 850 тыс. различных приложений.

Не заработка ради

Стоимость мобильных приложений невысока — в основном от $1 до $20, но встречаются и более высокие цены. Самой дорогой программой считается утилита SafeCell, выпущенная в конце прошлого года. За $12,5 тыс. она позволяет подключать телефон к каналу спутниковой связи для выхода в интернет, совершения звонков и написания сообщений и электронных писем, находясь на борту частного самолета. На сегодняшний день разработчики получают 70% от стоимости каждого проданного в магазине приложения. Остальные 30% идут на развитие магазина, как в App Store, или операторам связи, как в Android Market.

Впрочем, пользователи предпочитают бесплатные продукты — в 2011 году их доля составит 81% от всех загрузок (14,3 млрд), подсчитали в исследовательской компании Gartner. "Доля бесплатных приложений снижается с момента появления магазинов, но в 2012-2014 годах вновь будет расти,— прогнозирует аналитик Gartner Стефани Багдасарян.— Польза от большинства приложений для пользователя пока невысока, к тому же мешает несовершенство биллинговых механизмов". Но рекламные доходы разработчиков популярных бесплатных приложений уже приближаются к выручке от продажи платной программы, отмечают в рекламной компании Mobclix. А по данным исследовательского агентства Distimo, не менее 30% от доходов разработчиков приходится на последующую продажу отдельных функций в бесплатных приложениях. В целом, по оценкам Gartner, в 2010 году доходы мобильных разработчиков увеличились на 23%, до $5,2 млрд, а в 2011 году могут вырасти до $15,1 млрд.

Большой интерес к разработкам приложений для мобильных платформ проявляют и компании, работающие на розничных рынках,— они начинают относиться к смартфонам как к новому каналу коммуникаций с клиентами. В результате появляются бесплатные приложения, позволяющие с помощью смартфона покупать билеты на авиарейсы, бронировать столики в сети ресторанов, искать ближайший банкомат того или иного банка, выбирать оптимальный тариф мобильного оператора. Рост рынка электронной коммерции также подстегивает разработчиков. Компания PayPal в этом году объявила конкурс на интеграцию одноименного платежного сервиса на платформу Android — команде, создавшей лучшее приложение, достанется $25 тыс. и рекламная поддержка.

Рыночные перспективы

Успешных украинских программ пока немного. Так, в этом году компания Best Soft Service Lt0064 разработала и запустила в Украине приложение iTaxi UA, определяющее месторасположение пользователя и предлагающее список доступных такси. Успехом пользуется и оптимизатор тарифных планов мобильных операторов от компании "ГрадСофт". Но большинство компаний все же предпочитают заниматься разработкой на заказ. "На продвижение своего приложения на рынке надо потратить немало средств, а их у стартапов, как правило, нет",— объясняет сооснователь компании Stanfy Павел Башмаков. Сегодня услуги по созданию программ для смартфонов предлагают и крупные аутсорсинговые компании, которые присутствуют в Украине,— например, DataArt, Global Logic, Ciklum. Это повышает спрос на программистов, разрабатывающих программы для мобильных систем. По данным опроса сообщества developers.org.ua, сейчас они зарабатывают на 20-30% больше своих коллег, занятых в других проектах.

Разработку украинскими компаниями платных приложений долгое время сдерживало и отсутствие у отечественных пользователей возможности совершать покупки в онлайн-магазинах. Так, Ovi Store начал предлагать платные программы для наиболее распространенной в Украине платформы Symbian только в январе этого года, Android Market — в мае, а App Store до сих пор недоступен для украинцев.

Доходы магазинов мобильных приложений за ближайшие четыре года вырастут более чем в 10 раз и составят свыше $58 млрд в 2014 году, прогнозирует Gartner, при этом треть из них будет приносить реклама в бесплатных продуктах. "При относительно стабильном среднем количестве закачек на смартфон драйвером роста могут стать медиапланшеты",— предполагает вице-президент Gartner Каролина Меланези. Успех магазинов, созданных разработчиками мобильных платформ, заставляет выходить на этот рынок новых игроков. В марте собственный магазин Android-приложений запустили крупнейший мировой онлайн-ритейлер Amazon и Opera Software. Готовят свои мультиплатформенные магазины и социальная сеть Facebook, и мобильный оператор МТС.

Наиболее популярными среди пользователей будут приложения, ориентированные на работу с социальными сетями, геолокационными сервисами, мобильным поиском и платежами, обращают внимание разработчиков в исследовательской компании IDC. В ней также прогнозируют стремительный рост числа приложений для платформы Android в связи с ростом доли смартфонов на этой системе в продажах. "Android предпочитают пользователи-новаторы, у них повышенный интерес к приложениям",— приводит другой довод Павел Башмаков.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments