По итогам заседания госсовета 11 сентября 2009 г. президент Медведев утвердил перечень мер по борьбе с алкоголизмом, сделав ответственным за их исполнение премьера Владимира Путина. В числе этих мер внесение в Госдуму законопроектов, направленных на ограничение потребления пива и слабоалкогольных напитков: поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), усиливающие ответственность за продажу спиртного несовершеннолетним, ограничение продажи пива и коктейлей вблизи спортивных и медицинских учреждений, а также в киосках, принятие дополнительных ограничений на их рекламу. Для некоторых законов был определен срок внесения до 1 ноября 2009 г., для остальных — до 1 декабря.
Ни один закон до сих пор не принят, хотя сразу после публикации концепции их внесли в Госдуму единороссы.
На законопроект о запрете рекламы пива (внесен 24 ноября) пришел отрицательный отзыв правительства: депутаты не обосновали, почему нынешние требования к рекламе неэффективны.
Законопроект об ограничении продажи слабоалкогольных напитков в местах массового скопления людей на минувшей неделе отправил на доработку профильный экономический комитет Госдумы после отрицательного заключения правительства: не было четкого толкования термина «массовые мероприятия». Предложенные 5 октября поправки в КоАП также не до конца устроили правительство: в заключении за подписью вице-премьера Сергея Собянина замечания заняли три страницы.
Большинство предложенных единороссами инициатив просто будет включено в пакет антиалкогольных поправок, который в нижнюю палату внесет само правительство, объясняет собеседник «Ведомостей», близкий к руководству Госдумы, однако его внесение уже трижды откладывали.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка подготовила текст поправок и направила их на согласование в правительство, сообщил «Ведомостям» представитель ведомства.
Депутаты, по словам одного из них, ждали документ 15 октября, потом 20 ноября, теперь крайний срок — I квартал 2010 г. Это подтверждает член экономического комитета единоросс Виктор Звагельский, однако, по его словам, далеко не все инициативы Медведева будут в правительственном законе, поэтому депутаты, со своей стороны, будут добиваться прохождения своих инициатив.
По мнению Звагельского, постоянные задержки связаны с противостоянием лоббистов в правительстве, которым невыгодно ограничение потребления алкоголя. Эту же причину называет и кремлевский чиновник, который уверен, что алкогольное лобби действует в самой Госдуме.
Серьезных лоббистских возможностей у российского алкогольного рынка нет, возражает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз, к тому же представители публично не возражали против введения определенных ограничений на продажу спиртного. Проволочки Дробиз объясняет несогласованностью действий самих чиновников и депутатов.
Решат весной
В перечне поручений президента есть предложение обсудить возможность введения госмонополии на производство, а также оборот алкоголя. Эту тему планируется обсудить на заседании правительства 15 апреля, сообщил чиновник.