Российские власти и бизнес включились в борьбу за восстановление отечественной индустрии детских товаров: в апреле Минпромторг внес в правительство стратегию развития отрасли до 2020 года. В результате ее реализации доля отечественных производителей на российском рынке детских товаров должна вырасти до 45% с нынешних 22%, а цены — снизиться как минимум на 15%. Эксперты, опрошенные агентством "Прайм", считают планы вполне осуществимыми, но лишь при помощи государства.
КОПИЛКА С ПРОБЛЕМАМИ
Ситуация на рынке детских товаров РФ складывается в последние годы не в пользу отечественных производителей. Как говорится в проекте стратегии (есть у агентства "Прайм), в 2012 году в зависимости от категории российские товары занимали от 9% (детские коляски и автокресла) до 39% объема рынка (книги и канцтовары). В двух самых больших по объему сегментах — одежде и игрушках — доля российских товаров составляла 17% и 18% соответственно (объем — 33,96 миллиарда и 30 миллиардов рублей). Общий объем рынка детских товаров РФ в минувшем году составил 656,56 миллиарда рублей, и лишь 22% из них приходилось на отечественные товары.
Столь низкую долю в Минпромторге объясняют рядом причин, первая из которых — технологический кризис отрасли, где не менее 80% оборудования имеет срок службы уже более 20 лет. Кроме того, среди проблем — неразвитый спрос со стороны сферы образования, детского туризма и отдыха, а также недостаток инноваций и невысокая привлекательность предприятий, а также излишнее таможенное администрирование.
С этим связано и отсутствие продвижения российских товаров на зарубежные рынки. Хотя незначительный экспорт все-таки есть. За рубежом пользуются спросом головоломки, настольные игры, матрешки и другие игрушки народных художественных промыслов. Крупнейшими российскими экспортерами являются компании ООО "Нордпласт" (Санкт-Петербург), ОАО "Звезда", ЗАО Степ Пазл" (Московская область), ОАО "Весна" (Кировская область) и ЗАО "Русский стиль" (Москва).
Развитие рынка также тормозит недостаток современных форматов торговли, на которые приходится только 46% оборота рынка, причем только 22% оборота приходится на сети. Крупнейшими специализированными ритейлерами являются "Детский мир", "Кораблик", "Дочки и Сыночки", "Дети", "Бегемот", Mother Care и некоторые другие.
ДОСТУПНЕЕ И ДЕШЕВЛЕ
Стратегия нацелена на создание условий для роста доли российских детских товаров на рынке до 45%, интеграции предприятий в мировую технологическую среду и разработки передовых технологий. Кроме того, она призвана создать условия для развития цивилизованных форм розничной торговли, что в итоге повысит доступность и качество детских товаров для потребителей.
Предполагается, что к 2020 году доля теневой торговли будет снижена до 15% с нынешних 30%. Доля внемагазинных форм продаж будет составлять не более 5%, а доля инновационных товаров в общем объеме экспорта детских товаров достигнет как минимум 25%. Стоимость детских товаров, как ожидается, снизится не менее чем на 15%, в первую очередь за счет сокращения административных издержек.
Стоимость реализации стратегии оценивается в 8,08 миллиарда рублей. Предполагается, что на нее будут направлены как бюджетные, так и внебюджетные средства. В том числе планируется задействовать венчурные и инновационные фонды, гранты, средства предприятий, субсидии и бюджетное финансирование НИОКР.
Для организации отечественных инноваций планируется создать специальную технологическую платформу "Инфраструктура детства". На ее базе будут объединены кафедры университетов, научно-исследовательские институты, крупные профильные компании, органы власти.
"ТЕРРИТОРИЯ ДЕТСТВА"
В целом, решать проблемы отрасли планируется в три этапа. В рамках первого этапа, рассчитанного до 2015 года включительно, будет усовершенствована нормативно-правовая база и система государственного надзора.
Вторым этапом (2016-2018 годы) станет создание инновационно-промышленного кластера "Территория детства". Он будет размещаться в Московской области, объем финансовых средств на начальном этапе — более двух миллиардов рублей. Его резидентам государство намерено оказывать помощь через субсидирование затрат на уплату процентов по кредитам на сырье и материалы, технологическое оборудование, полученным в российских банках. Для обеспечения финансирования ведутся переговоры с Внешэкономбанком, а также прорабатывается вопрос об участии в программе Минэкономразвития.
Практика работы кластеров по производству товаров для детей в мире уже есть. Например, в испанской Каталонии — Kid’s Cluster, французском Шале — Nova Child, множество кластеров есть в Китае. Переход к кластерной модели развития будет способствовать переходу индустрии на инновационную модель развития и наращиванию объемов доступной, качественной и безопасной продукции нового поколения, отмечается в материалах.
Третий этап (2019-2020 годы) — это завершение инфраструктурных преобразований.
Наращивать внутреннее производство можно без опасений — продукция будет востребована, отмечают эксперты. "Детские товары российского производства востребованы уже сейчас — и не только на полках российских магазинов. Некоторые товары активно экспортируются: например, игры и игрушки отечественных производителей, мультфильмы и интернет-игры", — отметила глава Ассоциации индустрии детских товаров (АИДТ, разработала стратегию для Минпромторга) Антонина Цицулина.
Ритейлеры также готовы поддержать отечественного производителя. Например, в сети "Детский мир" (крупнейший в РФ ритейлер в сфере детских товаров) на долю товаров российского производства приходится около 20% ассортимента. "Эту долю уже в ближайшие два года мы планируем увеличить до 35%, во многом за счет товаров под собственными марками сети", — сообщил агентству гендиректор сети Владимир Чирахов.
БИЗНЕСУ НУЖНА ПОДДЕРЖКА
"Залогом того, что стратегия будет реализована, является максимальная вовлеченность в ее разработку не только ключевых игроков индустрии детских товаров, но также 13 министерств и ведомств РФ, ученых, представителей общественных, в том числе профессиональных сообществ", — подчеркнула Цицулина. С ней согласен и исполнительный директор Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин. По его мнению, цели могут быть достигнуты при системном и комплексном подходе. "Государство должно помочь предприятиям провести техническое перевооружение для создания инновационной детской продукции. Сами они не справятся", — добавил он.
Участники рынка также считают вполне реалистичным достижением поставленных целей. "Но при условии, что результаты реализации каждого этапа будут соответствовать закрепленным в стратегии. Например, будет совершенствоваться нормативная база и не возникнет проблем с госсубсидированием на этапе создания производственной базы", — обратил внимание Чирахов.
Вместе с этим стоит помнить, что есть вещи, которые регулируются государством, а есть те — которые регулируются рынком, отметил совладелец компании Ideas4retail (магазины Imaginarium, Mamas & Papas, Hamleys) Евгений Бутман. "Например, страна происхождения товара не может регулироваться государством. Но правила работы отрасли – могут", — сказал он.
Например, государство может решить проблему торговли без должного контроля безопасности и качества товаров. В связи с этим количество открытых рынков будет сокращаться в пользу цивилизованной розницы. Кроме того, в его силах повысить доступность детских товаров, сняв административные барьеры, ускорив процедуры, связанные с таможенным оформлением, сертификацией и так далее, а также предоставив льготы, перечислил собеседник агентства.
"Если государство будет заинтересовано в создании кластера и развитии промышленности, то участники рынка это, конечно, поддержат. Если же это опять никому не будет нужно — что является основным риском — тогда стратегия не будет реализована. Потому что своими силами участникам рынка заявленных планов будет крайне сложно достичь", — отметил один из основателей компании "Гранд Тойз" Сергей Киселев.
Стратегия может быть утверждена в июне 2013 года.