Россияне отдают предпочтение крепкому алкоголю, а интерес к слабоалкогольным напиткам – вину, пиву – немного снижается, подсчитал Росстат. В кризисные годы покупатели традиционно отдают предпочтение более крепким напиткам, объясняют эксперты. Кроме того, в преддверии существенного повышения акцизов на водку, а значит и цен на нее, потребители закупали водку впрок.

Водка и пиво остаются самыми любимыми алкогольными напитками россиян, сообщил Росстат. Первой отдают предпочтение половина граждан, второму – еще треть наших соотечественников. Каждый десятый житель страны, по подсчетам статистического ведомства, выбирает вино.

Любовь россиян к сорокоградусному напитку – не новость. Куда интересней тенденция: несмотря на попытки государства объявить потребление алкоголя (и табака) пороком и обложить высокими акцизами, производство и потребление крепкого алкоголя растет, а слабого – снижается.

В июле этого года, несмотря на лето, граждане более активно покупали водку. Как сообщил Росстат, в этом месяце организации оптовой торговли продали более 13 млн декалитров (дал) водки, что на 8% больше, чем в июле прошлого года. Продажи пива снизились на 6,6% – почти до 13,8 млн дал. Продажи вина сократились на 0,7%.

При этом в целом потребление алкоголя в стране растет. По подсчетам статистиков, в июле было продано 19,4 млн дал алкогольных напитков – это на 4,6% больше аналогичного показателя прошлого года.

 

Водка в запасе

Рост потребления алкогольных напитков – это общемировой тренд, говорят эксперты. "В цивилизованных странах снижается потребление низкоалкогольной продукции – вина, пива, слабоалкогольных напитков, – рассказал РИА Новости директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз. – Это связано с кризисом: в этот период люди предпочитают пить дешевый крепкий алкоголь".

Обнародованные российским статистическим ведомством цифры, указывающие на рост интереса к водке, являются также результатом оголтелой рекламы в последние месяцы. О подорожании водки с 1 июля 2012 года слухи ходили давно. "В итоге потребители делали запасы, но это не значит, что они все выпили", – говорит Дробиз.

С 1 января 2013 года на фоне роста акцизов начнется снижение потребления крепкого алкоголя, когда самая дешевая легальная бутылка водки будет стоить около 180-185 рублей, отметил эксперт. "Потребительские интересы сдвинутся в сторону суррогата", – прогнозирует он.

Подсчитать объем суррогатного алкоголя практически невозможно, но, по данным Минздрава, от отравления алкоголем ежегодно умирают до 40 тысяч россиян.

"Потребление водки расти больше не будет", – согласен руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. Причина тому – достаточно жесткая фискальная политика. С 1 июля акцизы на водку выросли на 15% , а с 1 января еще увеличатся более чем на 30%.

"Водка будет дорожать в течение всей осени, – говорит Павел Шапкин. – Уже сейчас в среднем ценовом сегменте бутылка водки стоит 200-300 рублей, и ее цена будет увеличиваться до 400 рублей".

Рост цен и невысокая покупательная способность не позволят производителям водки и дальше увеличивать объем продаж.

 

Спиртное должно быть дорогим

Между тем, Минздрав считает, что цены на алкоголь, в частности, на крепкие спиртные напитки, в России должны вырасти в разы, чтобы этот продукт стал малодоступен молодежи.

"Цены на крепкие алкогольные напитки должны быть очень высоки. Это снизит потребление спиртного среди молодежи", – сказал главный нарколог Минздрава РФ Евгений Брюн.

По словам Брюна, в городах России с хорошей экономикой количество алкоголиков снижается, но в деревнях и маленьких городах число алкоголезависимых очень высоко.

 

Коньяк и виски набирают популярность

Цены на крепкий алкоголь, как того хочет Минздрав, неминуемо будут расти. Правда, вместе с ценой будет расти и интерес к нему обеспеченной части россиян.

Лидерами роста потребления являются крепкие, хоть и не самые популярные напитки. Наибольшими темпами растет число любителей виски (прирост более 50%), а также коньяка (прирост более 43%). Правда, число их приверженцев мало и составляет примерно 5% населения.

В последние двенадцать лет объемы потребления крепкой алкогольной экзотики – виски, рома, джина, текилы, абсента – выросли в 50-70 раз, отметил Дробиз. "Это мода, – пояснил эксперт. – Эти напитки пьют люди с определенным уровнем дохода и определенным образом жизни – клубно-богемным".

"Ситуация очень интересная. По данным Росстата, в прошлом году объем виски, поставленный в Россию, – 33 млн литров, а продано было более 40 млн литров, – говорит Вадим Дробиз. – То есть, в России, грубо говоря, тотальное производство фальсифицированной продукции, такой, как виски, ром, джин, текила".

Эксперты прогнозируют рост потребления коньяка – на 5%, а виски – на 15% в год.

 

Конец пивного бума?

Потребление россиянами пива снижается. Причин тому несколько.

Государство ограничило время его продажи: ночью можно торговать пивом, если его крепость не превышает 5%, а напиток большинства марок содержит большее количество алкоголя. Более того, с 1 января вообще запрещают ночную продажу пива любой крепости.
Также власти увеличили акцизы на пиво, были введены ограничения, касающиеся рекламы и точек продаж, перечисляет причины снижения интереса потребителя Павел Шапкин.

"Кроме того, в последнее время стало страдать качество пива – из-за использования в производстве дешевых заменителей солода, – добавил он. – Пик интереса к пиву, пивной бум в стране стал отходить. Хотя в натуральном выражении, в литрах, пива продается в несколько раз больше, чем водки".

 

Вино в России пить не умеют

Снижение интереса к вину – хоть и небольшое – вполне объяснимо. Россия – не винодельческая держава, говорят эксперты.

В России нет привычки пить вино, подобной той, что сформирована в винодельческих странах. Производители и продавцы нередко нарушают условия хранения напитка, а потребитель слабо разбирается в нем.

Соотношение цены и качества вина также вызывает массу вопросов. Вино более или менее пристойного качества в России гораздо дороже, чем в Европе.

Все эти факторы привели к тому, что сейчас россияне потребляют в три раза меньше вина, чем в советское время, говорит Вадим Дробиз.

Правда, улучшение ситуации на лицо: в 1995 году россияне выпивали в семнадцать раз меньше вина, чем в советское время. Так что потенциал роста потребления вина все же есть.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments