Налоговая и таможенная службы могут объединиться, продолжив тренд укрупнения властных структур. На территории России уже есть регион, где функции двух ведомств объединены: до 2015 года особый порядок сбора налогов и таможенных платежей действует в Крыму.
В России уже действует финансовый мегарегулятор, две недели назад первый вице-премьер Игорь Шувалов дал понять, что не против создания антимонопольного мегарегулятора, анонсировав объединение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Федеральной службы по тарифам. Но в правительстве обсуждается также идея объединения Федеральной налоговой службы (ФНС) и Федеральной таможенной службы (ФТС), рассказал РБК высокопоставленный источник в правительстве и подтвердил источник в ФНС. Но мегарегулятором новое ведомство не станет — оно останется правительственной структурой. Предполагается, что объединенную структуру возглавит руководитель ФНС Михаил Мишустин.
По словам источника в правительстве, с Мишустиным и с руководителем ФТС Андреем Бельяниновым уже были проведены встречи по поводу объединения двух служб.
В пресс-службе ФНС отказались от комментариев. Комментарий пресс-службы ФТС получить не удалось. "Мне ничего неизвестно [о возможном объединении ФНС и ФТС], воспринимаю эту информацию как слух", — сказал РБК замруководителя ФТС Руслан Давыдов.
Федеральный чиновник, присутствовавший на закрытой части коллегии ФАС 12 марта, рассказал о кулуарной беседе нескольких чиновников о возможном объединении ФНС и ФТС. Присутствовавший первый вице-премьер Игорь Шувалов в дискуссии участия не принимал, но разговор внимательно слушал, говорит он.
Глава рабочей группы по разработке "дорожной карты" по совершенствованию таможенного администрирования, вице-президент "Деловой России" Виталий Сурвилло не слышал о возможном слиянии двух ведомств. По его словам, предложения "Деловой России" о передаче фискальных функций из ведения ФТС налоговикам (ФТС отвечает за таможенный НДС) в последние годы "довольно резко отвергались таможенной службой".
Единые фискальные ведомства, объединяющие налоговую и таможенную службы, существуют и в других странах, например в Великобритании и Германии, рассказывает старший юрист практики внешней торговли и таможенного права Goltsblat BLP Владислав Сафонов. В Германии таможенная служба является департаментом Министерства финансов. Но есть и обратные примеры. Например, в США таможню курирует отдельное ведомство, которое также охраняет границы (U.S. Customs and Border Protection). Оно подчинено Министерству национальной безопасности.
На Украине налоги, сборы, таможенные платежи и единый социальный взнос до последнего времени администрировало единое ведомство — Министерство доходов и сборов (сейчас его функции распределены на две структуры). Такой способ сбора бюджетных доходов сохраняется в Крыму после его присоединения к России на переходный период до 2015 года. Таким образом, Крым может стать своеобразным полигоном для обкатки идеи объединения ФНС и ФТС.
Объединение ФНС и ФТС эксперты считают логичным, поскольку сейчас ряд их функций дублируется. "Если товар ввозится в Россию, допустим, из Казахстана, таможенный НДС уплачивается через налоговую инспекцию, — приводит пример руководитель юридического департамента АКГ "МЭФ-Аудит" Иван Чемичев. — Но если тот же налогоплательщик ввозит товар из-за пределов Таможенного союза, налог уплачивается через таможенный орган".
Объединять оба ведомства нужно в рамках Минфина, "примерно как это было во времена СССР", считает партнер правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры" Юрий Федоров. В результате улучшится взаимодействие между двумя основными направлениями наполнения бюджета (ФТС в 2013 году перечислила в бюджет 6,565 трлн руб., ФНС — 11,3 трлн, в том числе 5,4 трлн в федеральный бюджет), а многие отчетные формы, которые сейчас частично дублируют друг друга из-за различий в ведомственных подходах, упростятся, ожидает юрист.
Но у обеих служб есть множество специфичных функций, как их совместить в рамках единого ведомства — самый важный вопрос объединения. Например, ФТС сейчас занимается оперативно-разыскной деятельностью, возбуждением уголовных дел (в основном в связи с декларированием товаров и иностранной валюты), ФНС же правоохранительные функции не свойственны, отмечает Иван Чемичев. Он допускает, что из единой службы они будут переданы силовым структурам.
Владислав Сафонов напоминает, что статус ФНС и ФТС уже менялся. До 2006 года ФТС была подведомственна Министерству экономического развития и торговли, сейчас же находится в непосредственном подчинении у правительства. Налоговое ведомство, напротив, более десяти лет назад утратило свой министерский статус и с тех пор структурно подчинено Минфину.