Андрей Рогачев — первый российский миллиардер, заработавший большие деньги не на приватизации или торговле природными ресурсами, а начавший бизнес с одного рубля и производства экологических приборов, согласился дать эксклюзивное интервью "за жизнь".

— Если вы отказываетесь говорить о бизнесе, то скажите, чем вы сейчас увлекаетесь?

— Есть серийные предприниматели — Илон Маск, Олег Тиньков. Я — серийный пенсионер. Соединяю воображаемое с невозможным. В очередной раз на пенсии.

— При большом количестве свободного времени и при том, что много находитесь за границей, как вы оцениваете ситуацию в России?

— Стало лучше. Ушел бестолковый и показной гламур. Многим стало понятно, что деньги нужно зарабатывать. Из–за границы особенно видно, что России необходимо поменять позиционирование, место в головах цивилизованных людей. Кстати, поздравляю петербуржцев с великой победой — первой зимой без химии на дорогах. На это ушло лет пятнадцать борьбы. Очевидное решение, ранее упиравшееся в жадность. Ради $20–30 млн чиновники были готовы к смерти детей, уничтожению машин и экологии города. В Москве продолжают поливать. Будем бороться дальше.

Ситуация в России лучше, но по–прежнему парадоксальна. Вот руководитель крупнейшего банка (Герман Греф. — Ред.) на всю страну объявил, что бессмысленно потратил 1 млрд государственных денег на систему автоматизации банка. То есть опубликовал явку с повинной. В процессе явки обозвал всех россиян "дауншифтерами" — наверное, в надежде, что большая часть населения его не поймет.

Похоже, прокуратура газет не читает, а руководитель банка продолжает тратить деньги налогоплательщиков на американское оборудование. Не пора ли поставить во главе банка более эффективного менеджера, добивающегося результатов? Того же Тинькова, например. Ведь этот миллиард ляжет повышением комиссий для пенсионеров за коммунальные платежи. И, судя по азарту Грефа, миллиард явно не последний.

— Вы упомянули о позиционировании России. Каким оно могло быть?

— Россия — справедливая энергия. Конечно, не в смысле справедливой цены за джоуль или бочку нефти, а в смысле энергичного развития и справедливого при этом отношения к миру.

— Верите ли вы в магию слова "импортозамещение"? Видите ли вы продукты, которыми мы, как сообщество людей, говорящих на одном языке, могли бы гордиться потому, что эти продукты произведены в России?

— Дело не в гордости, а в том, что ее вызывает и на что она направлена. От слова "импортозамещение" пахнет ботинками фабрики "Скороход".

Не только в России, но и во всем мире ощущается дефицит справедливости и здравого смысла. Поэтому страны, у которых этот дефицит меньше, так хорошо живут. Швейцария, например. Если мы лучше других научимся производить эти два великих "продукта" — справедливость и здравый смысл, все остальное придет само.

В Монако мне показывали офис одного очень уважаемого заведения, где совсем недавно располагалось литейное (!) производство. А на вопрос: "Зачем???" — долго объяснялось, что была такая политика (очень похожая на наше "импортозамещение"!).

Нам уже есть чем гордиться. Методика Генриха Альтшуллера, методика обучения Жохова — вполне современный продукт постиндустриальной эры, лазер есть почти в каждой семье мира. По методике Жохова дети проходят первый класс за полтора месяца, в целом решается проблема подготовки учителей. Российские ученые и программисты создают продукт в США, Китае, Европе.

— Какова роль интеллигенции в современной России?

— Интеллигенция как сообщество, класс, всегда находилась в оппозиции власти, была продуктом этой оппозиции. Представители интеллигенции рефлекторно чувствуют, генетически воспринимают оппозиционность как залог сохранения класса, ушедшего во "внутреннюю иммиграцию".

Хочется верить, что найдутся ответственные лидеры внутри интеллигенции, которые искренне, а не за пайки, отчисления и ордена перейдут из состояния отрицания, тайного и явного обличения к конструктивной работе по реставрации справедливости и здравого смысла.

Я понимаю, что эта работа скучна, потому что к скучному результату ведут скучные действия. Революции делать веселее. Но давайте вспомним недавнюю реакцию интеллигенции на действия одного из лидеров кавказских республик. Истерика интеллигенции, вызванная полным непониманием мотивации сторон. У воинов свой язык.

И если уж так исторически сложилось, Россия как многокультурная и многонациональная страна просто вынуждена изобретать механизмы взаимной адаптации. Хочется это кому–то или нет, все мы станем немного чеченцами, чеченцы — немного русскими. Вопрос только в том, возьмем мы друг у друга хорошее или плохое.

Посмотрите на Майами, там все немного кубинцы, венесуэльцы, пуэрториканцы, евреи. А все вместе — американцы. Роль интеллигенции — снять агрессию, выбрать лучшее, создать механизм адаптации.

Проведите эксперимент. Дайте почитать кодекс чести чеченца современной русской девушке (естественно, не говоря о том, что это кодекс чести чеченца) и спросите, если ее избранник будет следовать данным принципам, хорош он или плох. Восемь из десяти дадут позитивную оценку. Это и есть лучший тест на принятие культур.

— Считаете ли вы, что коррупция сдерживает развитие российского бизнеса?

— Коррупция и сдерживает, и развивает. Судя по отчетам, это неотъемлемая и от этого необходимая часть экономики. Кто бы покупал московские квартиры, если бы не коррупционеры? Это шутка, конечно.

Однако есть оригинальная идея, основанная на реальности. Давайте не будем "побеждать" коррупцию. А будем использовать исторический момент и введем "дисконтную коррупцию". Не секрет, что существуют устоявшиеся расценки на большинство коррупционных услуг.

Проблема для экономики не в том, что коррупция есть, а в том, что расценки неоправданно велики, а результаты не гарантированы. При введении дисконтной коррупции чиновники вынуждены (ключевое слово!) обрабатывать больше решений, выпускать больше бумаг и т. п.

Естественно, необходимо ввести запрет "плохой" коррупции. Например, за сокрытие преступлений против личности, собственности и т. д. Ведь считают террористов плохими людьми.

Продолжая ответ на вопрос: получается, и цену никакую платить не надо. Выигрыш с первого дня. Через 2–3 года реальных коррупционеров будет не больше, чем террористов.

— В качестве теста придумайте идею, которая поможет существенно помочь развитию Петербурга.

— Да, действительно, рожденный столицей, нынче Петербург обойден денежными потоками. Именно поэтому независимый бизнес из Петербурга более устойчив и имеет иммунитет к кризисам.

В качестве идеи представьте возможность вернуть царя в Эрмитаж. И промолозунг для Петербурга: "Москва — столица России, Петербург — столица империи". Караул в красивых шапках, турист поедет, бюджет на дороги увеличат. Царь — дедушка, как с рекламы "Кока–Колы". "Кока–Кола" — спонсор. Предприниматели встанут в очередь за право получить аккредитацию как поставщики царского двора.

Шоу–бизнес — основа современной экономики. Прибыль до начала проекта. А затрат всего–то — выделить две комнаты в Зимнем дворце. По совместительству царь–батюшка сможет решать некоторые коммерческие споры, которые не решились в арбитраже.

— Вы убежденный монархист. В демократию совсем не верите?

— Я — верный путинец, за что один очень известный предприниматель называет меня соглашателем и коллаборационистом. В демократию не верю, особенно в среде, когда демократия не работает даже на уровне кондоминиума (ТСЖ). Кто с этим не сталкивался?

Демократии нужно учиться. Это навык и ответственность. Возвращаясь к роли интеллигенции, важнейшая роль — обучение демократии.

— Похоже, у вас есть продуманные решения, а что нужно сделать, чтобы бизнес в России заработал и вышел из подполья?

— Для этого никаких особенных ресурсов не нужно, не нужно менять законы.

Всего–то необходимо сделать три морально–этических шага: ввести реальные гарантии прав собственности, ввести дисконтную коррупцию, создать министерство пропаганды (культуры) с одной целью — пропагандировать простую идею: главная ценность России — человек труда. Вся инфраструктура для этих шагов готова, проверена и в целом работоспособна.

У нас есть два почти незадействованных ресурса: большое количество неплохо образованной технической интеллигенции и армия.

— Ваши идеи об армии подозрительно совпадают с последними назначениями (губернатор Тульской области) президента.

— Я уже сознался, что я верный путинец. На протяжении 25 лет мы увлеченно занимались конверсией (ранее модное, теперь подзабытое слово) армейских и флотских офицеров. Результат самый положительный. Причем вне зависимости от возраста и званий.

Приятно видеть, как из офицера без навыков гражданской жизни получается, например, руководитель–ретейлер. Армейские и флотские менее склонны к нарушениям, им близки понятия "честь" и "ответственность".

— Что вы чувствуете, когда вас называют отцом российского ретейла?

— Незаслуженная похвала особенно приятна. Конечно, мы были одними из первых, первый магазин нарисовали в 1991 году. Но есть и другие заслуженные люди. Например, Олег Леонов (основатель "Дикси". — Ред.) — энтузиаст ретейла и большой экспериментатор, Олег Жеребцов, создавший замечательный формат "Лента", команда "О’Кея". Все эти люди оказывали влияние друг на друга и в целом за относительно короткий срок создали в России индустрию мирового уровня.

По совокупности факторов наиболее перспективными из российских ретейлеров можно назвать Х5 и "Ленту". В случае если "Лента" найдет себе хозяина и придумает, что делать с маленьким форматом.

— Самый крутой, на ваш взгляд, стартап в мире, запущенный в XXI веке? Появляются ли в мировом сообществе предпринимательские идеи, способные изменить мир?

— Конечно, "Википедия" и QUORA — по степени воздействия мало что может сравниться с ними. Может быть, QUORA переформатируется во что–то новое, как появился Google на смену Yahoo!

Но очевидно, что главная предпринимательская идея начала XXI века — скорость на основе открытости и взаимодействия. Это и меняет мир. Он становится более открытым и взаимодействующим как в мультикультурном, так и в технологическом смысле.

Справка

Андрей" Рогачев родился в 1964 году в Туле. Учился в Ленинградском гидрометеорологическом институте. В 1989 году создал с партнерами компанию "ЛЭК", которая занималась производством экологических приборов. С 1991 по 1998 год создал 18 компаний в разных областях бизнеса: валютном трейдинге, оптовой торговле, строительстве. В 1999 году с партнерами основал сеть "Пятерочка", в 2006 году вошедшую в Х5 Retail Group. Стоимость активов — 44,7 млрд рублей.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments