Деловая пресса чуть ли не каждую неделю рассказывает о проблемах группы "Связной" Максима Ноготкова — бизнесмена, который финансирует разные некоммерческие инициативы в области искусства и развития городов. "Город" поговорил с Ноготковым о будущем его проектов.
— Для начала вопрос про центр территориальных инициатив "Архполис", который вы создали два года назад. Как я понял по сайту, это уже не просто творческое пространство или арт-резиденции, как было в начале проекта, а образовательный проект по развитию территорий. Не могли бы вы немного рассказать о нем? Зачем он нужен?
— Меня в целом интересует тема развития городов, городской среды — все, что связано с общественными пространствами в городах. Когда мы думали о том, что делать в Никола-Ленивце (арт-парк в Калужской области, земля под которым принадлежит Максиму Ноготкову. — Прим. ред.), то одним из основных направлений развития были выбраны образовательные проекты. Поскольку нам интересна тема развития городов, то мы решили сделать программу дополнительного образования для людей, которые и так в это вовлечены, с тем, чтобы работать с реальными кейсами развития территорий. Так появился "Архполис". И в какой-то момент мы поняли, что образовательный проект не должен обязательно быть привязан к конкретному месту. Он может развиваться с помощью той же команды, которая делает Никола-Ленивец, но необязательно в 200 километрах от столицы. Сегодня мы начали это делать на площадке МАРШ в Москве.
— Образовательный процесс идет только в Москве или предусмотрены выезды в поля, в тот же Никола-Ленивец?
— У нас нет пока инфраструктуры в полях. Поэтому на данный момент это исключительно московская программа, традиционный лекторий. Со временем мы надеемся сделать нормальную инфраструктуру в Никола-Ленивце и перевести программу туда, но до этого счастливого момента еще несколько лет. Пока мы сможем проводить там только часть летних практик.
— На кого нацелены эти программы — чиновников, бизнесменов, гражданских активистов?
— В основном это программа для людей, у которых уже есть высшее образование. Для тех, кто работает в городских муниципалитетах или связан с девелопментом и архитектурой, кто по роду своей деятельностью занимается урбанистикой и развитием городов.
— Год назад в интервью "Афише" вы говорили, что в Никола-Ленивце"вы "только закапываете деньги". Однако вот на сайте "Архполиса" указана стоимость программы "Новые лидеры территориального развития" — 240000 рублей. То есть в проекте все-таки есть коммерческая составляющая?
— Для меня некоммерческие проекты — это не синоним благотворительности. Все, что я делаю и по Никола-Ленивцу, и по "Архполису", является некоммерческой деятельностью в том смысле, что я не смогу выплачивать дивиденды из этих проектов. Организационная форма для таких проектов — автономная некоммерческая организация. Но они должны сами себя окупать, сами зарабатывать деньги, сами искать себе источники финансирования. Платные курсы лекций экспертов — это один из способов привлечения финансирования на собственное развитие.
— Теперь немного о "Йополисе". Вы говорили, что перед ним и "Ситибумом" стоит задача выйти на окупаемость. Получается, это тоже подобные некоммерческие проекты?
— "Ситибум" мы вообще делаем просто как обычное коммерческое издание про Москву. Раньше он был нам нужен, чтобы заполнить контентом площадку "Йополис". Сейчас мы выделяем этот проект в отдельное городское СМИ. Оно будет писать про Москву с позиций улучшения и развития города. Кстати, оно будет чем-то похоже на "Афишу–Город", только будет больше про гражданский активизм и какие-то связанные с ним изменения в городе, чем про кафе и рестораны. "Ситибум" начнет существовать как отдельное самостоятельное издание с февраля (2014 года. – Прим. ред.). А "Йополис" является специализированной социальной сетью для гражданских активистов, для людей, которые хотят объединяться по принципу локации, по принципу того, что они рядом живут и хотят вместе улучшать свои территории.
— Год назад ваша жена Мария Хейворд открыла в Москве Oldich Dress & Drink — достаточно интересное заведение и, как я понимаю, изначально не нацеленное на получение прибыли. Вы как-то участвуете в ее проектах?
— Oldich Dress & Drink с самого начала является абсолютно коммерческим проектом. Это винтажный магазин-бар, нацеленный на получение прибыли и зарабатывание денег — и достаточно успешный, насколько мне известно. Но вообще эти вопросы лучше задать Марии.
— В последнее время деловые СМИ пишут о якобы огромных долгах вашего основного бизнеса — банка и ретейлера "Связной", которые чуть ли не равны стоимости этих активов. Насколько это правда? В контексте подобных новостей и слухов интересно, что будет с некоммерческими проектами.
— Развитие проектов, о которых мы говорим, продолжится. Они сейчас активно развиваются, мы продолжаем привлекать сильных специалистов — например, ищем людей в "Йополис". А слухи… У меня нет привычки их комментировать. Потому что, во-первых, журналисты знают только половину или треть реальной информации о проектах, которые у меня есть, — даже, наверное, не о всех проектах знают. Во-вторых, выводы по стоимости проектов, на мой взгляд, это очень сильное допущение, личное мнение журналиста. А опровержение допущений и личных позиций — это, по-моему, бессмысленное занятие.
— Вопрос про туристическое направление деятельности "Связного" — проект "Связной-Трэвел". Недавно там появилась реклама "Семья из Бирюлево, приехав в Стамбул, не поняла, о каких беспорядках идет речь" — еще до известных событий. Не считаете ли вы, что подобная реклама переходит какие-то границы? Хотя судя по количеству шэров и лайков, она довольно успешна.
— Вы же сами отметили, что реклама появилась до известных событий в Бирюлеве. И на момент размещения никому не казалась провокационной. В отрыве от контекста известных событий она мне показалась забавной. Я не утверждаю рекламу своих проектов, я ее вижу вместе с вами. Мне нравится, когда используются нестандартные вещи в маркетинге моих проектов. Но в данном случае речь идет о простом совпадении.
— Не все российские бизнесмены готовы делиться, готовы заниматься благотворительными или некоммерческими проектами. Вот Александр Винокуров в интервью "Городу" говорил, что не занимается благотворительностью…
— Я повторюсь: я тоже не занимаюсь благотворительностью… Мои проекты попадают в категорию "социальное предпринимательство".
— Как вы думаете у предпринимателя есть моральный долг перед обществом? Вот он заработал миллиард долларов, а теперь должен отдать часть своему городу, стране.
— Я не думаю, что предприниматели кому-то что-то должны. Предприниматели своим умом, старанием, талантом и риском заработали деньги. У некоторых появляется желание их определенным образом тратить. Все тратят по-разному: кто-то тратит на новый бизнес, на культуру, на искусство, на благотворительность, как Билл Гейтс. Конечно, у людей стоит вопрос, как потратить свои деньги, и, как лично мне кажется, ответ на этот вопрос не ограничивается советами из одноименного приложения к газете "Ведомости" (оно называется "Как потратить". — Прим. ред.) Можно построить школу или музей, а можно купить яхту или самолет —– я с большим уважением отношусь и к тому и к другому желанию, это право тех, кто заработал. Но мне кажется, что потребность России в детских садах, например, несколько выше, чем в личных самолетах, поэтому я за то, чтобы больше вкладывать в социальные и культурные проекты.
— Вы всегда аккуратно высказываетесь на политические темы. Занятие политикой в России бизнесмену противопоказано?
— В России сегодня заниматься политикой невозможно. Это как выходить играть в футбол, зная, что правила игры будут по ходу меняться, а судья будет периодически сам забивать голы. Политикой могут заниматься только маргиналы — люди, которым нечего терять, кроме своих цепей, и которые готовы идти на баррикады. А реальной цивилизованной политике в России сегодня места нет. Смотреть на это неинтересно, участвовать тоже.
— России вообще нужна политика в демократическом смысле — с выборами, конкуренцией?
— На мой взгляд, нужна. Важнее этого ничего нет.
— Как же нам приблизить этот светлый момент?
— Интересоваться общественной жизнью. Интересоваться, что власть делает, как деньги тратит, что строит, какие приоритеты ставит. Меньше замыкаться в каких-то личных проблемах. В России, к сожалению, только 20 процентов людей в ответ на вопрос "От кого зависит ваше будущее?" отвечают: "От меня самого". 80 процентов рассчитывают на государство. А для того чтобы вовлечение людей в управление государством через политику имело смысл, люди должны чувствовать ответственность не только за себя и свою семью, но и за свой район, улицу, город — то, что принадлежит не только им, но и другим людям.